Что такое трафик в интернет-маркетинге и для чего он нужен
Трафик — это количество посетителей, которые заходят на определённый сайт или в приложение. Его объём измеряется в посещениях, которые также называют сессиями. Анализ трафика позволяет оценить, насколько успешно компания привлекает на свой онлайн-ресурс пользователей из разных источников, и оптимизировать этот процесс.
Бизнесу важно получать больше трафика на сайт или в приложение по нескольким причинам.
Приводить лидов и увеличивать продажи. Каждый посетитель сайта или приложения может стать потенциальным клиентом. Например, заинтересоваться товарами или услугами, оставить свои контактные данные или совершить покупку — в моменте или в будущем.
Повышать знание о бренде. Чем выше трафик, тем больше людей познакомятся с компанией, её продуктами или услугами. Это помогает укрепить позиции на рынке и сделать бренд более узнаваемым среди целевой аудитории.
Усиливать доверие к компании. Люди редко совершают покупку сразу после того, как впервые услышали название бренда. Сначала им хочется больше узнать о компании, изучить каталог или список услуг, просмотреть отзывы и кейсы. В этом бизнесу помогает сайт. Именно поэтому компании, которые работают над увеличением посещаемости сайта и улучшением пользовательского опыта, нередко имеют преимущество перед своими конкурентами.
Какие виды трафика существуют
Строгой классификации типов нет — специалисты используют разное деление. Например, по источникам, из которых приходят пользователи, их устройствам, площадкам перехода — на сайт или в приложение. Рассмотрим основные виды.
По уровню заинтересованности в продукте
Целевой трафик — посетители, которые с более высокой вероятностью могут стать клиентами или выполнить целевое действие на сайте. Например, пользователи, которые перешли на ресурс по рекламному объявлению за конкретным товаром. Или люди, которые пока не знакомы с брендом, но ищут похожие товары и услуги. Этот вид трафика наиболее ценен для бизнеса, поскольку он привлекает пользователей с уже сформированным спросом.
Нецелевой трафик — это посетители, которые не являются целевой аудиторией бизнеса, им неинтересны его продукты или услуги. Такие пользователи попадают на сайт случайно — по ошибке или при неправильно составленной рекламной кампании. Например, если рекламодатель использовал кликбейтные заголовки или настроил показы на город, в который не доставляет товары. Нецелевые посетители не заинтересованы в предложениях и быстро покидают сайт, не взаимодействуя с контентом.
По устройству
Десктопный трафик — все посетители, которые заходят на сайт с компьютера или ноутбука. Постепенно этот тип уменьшается, но он всё ещё остаётся актуальным. По данным Яндекс Радара, с января по сентябрь 2024 года доля пользователей, что посещают сайты с мобильных устройств, составляет около 70%, ещё порядка 28% приходится на десктопы и около 2% — на планшеты.
В разных тематиках распределение мобильного и десктопного трафика может отличаться. Узнать, какой наиболее характерен для вашего сайта, можно в Яндекс Метрике — как это сделать, мы расскажем далее.
Мобильный трафик относится к посетителям, которые попадают на сайт с мобильных устройств, таких как смартфоны и планшеты. Некоторые пользователи предпочитают мобильные версии сайтов или приложения десктопным постоянно. Другие заходят на сайт с мобильного устройства ситуативно — например, в дороге или когда ищут подходящий товар или услугу неподалёку. Именно поэтому важно, чтобы мобильная версия или приложение быстро загружались и были интуитивно понятными.
Какие есть источники трафика
Все источники трафика условно делятся на две большие группы: платные и бесплатные. Это деление не строгое, поскольку в реальности все источники будут платными. Например, даже органический трафик из Поиска сначала потребует затрат времени и денег на создание и оптимизацию сайта. Именно поэтому в классификации источники обычно разграничивают по такой логике:
- Бесплатные требуют затрат на их создание, а затем могут некоторое время приводить трафик, не требуя дополнительных вложений
- Платные требуют постоянных финансовых вложений, но при этом позволяют быстро привлечь целевую аудиторию, помогают увеличить видимость бренда и стимулировать продажи
Часто бизнес использует и платные, и бесплатные источники трафика параллельно.
Для аналитики источники трафика делятся по другому принципу — в зависимости от того, откуда пришёл пользователь. Например, в Яндекс Метрике источники распределяются так:
- Переходы из поисковых систем
- Прямые заходы
- Переходы по ссылкам на сайтах
- Переходы по рекламе
- Внутренние переходы
- Переходы с почтовых рассылок
- И так далее
Бесплатные источники
Органический из Поиска. В этом случае люди ищут что-то в поисковике, видят сайт в результатах выдачи и заходят на него.
Если хотите получать больше органического трафика, нужно позаботиться об оптимизации сайта (SEO). Чтобы претендовать на хорошие позиции в выдаче, сайт должен: качественно и полно решать задачу пользователя, быть удобным в использовании и иметь необходимые посадочные страницы.
Желательно разрабатывать сайт с учётом ключевых слов, что описывают ваш бизнес и которые пользователи вводят в поисковую строку. Таким образом, шанс сделать ресурс удобным и полезным для посетителей будет выше. О том, как собрать такие слова, читайте в статье.
Также полезно добавить сайт в Яндекс Вебмастер. Сервис проанализирует ваш ресурс и подскажет, как стоит его доработать, чтобы он стал удобнее и полезнее для пользователей, лучше отображался в выдаче, как создать привлекательный сниппет и какие действия помогут привлечь дополнительный трафик.
Если понадобится помощь в выполнении рекомендаций Вебмастера, читайте раздел «Рекомендации» в Справке. Кроме того, изучите «Советы по оптимизации (β)» — их можно использовать как чек-лист по технической оптимизации и работе с семантикой.
Прямой трафик. В этом случае пользователи вводят URL сайта непосредственно в поисковую или адресную строку браузера. Также сюда относятся переходы из сохранённых закладок или по ссылкам из документов, например PDF-файлов.
Контент-маркетинг. Способ продвижения с помощью полезного или развлекательного контента. Это большая группа, в которую входит множество форматов, например ведение компанией социальных сетей, блога, email-рассылок. В контент-маркетинге бизнес часто старается создавать «вечнозелёный» контент, то есть публикации на темы, которые и через год будут актуальными и приводящими трафик.
Email-рассылки. Существуют разные форматы рассылок. Например, некоторые компании создают письма, цель которых — развлечь или принести пользу читателю, а продукт в них упоминается минимально. Другие делают подборки акций и скидок и ведут людей напрямую в каталог. Бывает, что бизнес делает сразу несколько рассылок и даёт людям возможность выбрать, на какие из них они хотят подписаться.
Рассылки — самостоятельный маркетинговый инструмент, но они хорошо работают в связке с платными каналами продвижения, например Яндекс Директом. Подробнее о таких каналах расскажем ниже.
Социальные сети. Этот канал выступает дополнительным источником трафика на сайт. Например, бизнес ведёт соцсети для развлечения пользователей, и лишь в некоторых постах аудитории рассказывают о новых акциях или зовут почитать последние статьи в блоге на веб-ресурсе компании. Соцсети тоже используют в совокупности с платными каналами продвижения — часто в них так привлекают подписчиков.
Из онлайн-карт. Это пользователи, которые ищут товары или услуги поблизости и выбирают компанию по описанию и отзывам. Например, в Яндекс Картах бизнес может создать профиль бесплатно и привлекать таким образом дополнительный трафик.
Реферальный трафик. Пользователи, которые переходят на ресурс через реферальные ссылки с других веб-сайтов. Так, если кондитерская попадает в подборку «Топ-10 кофеен в городе», то ссылка на её сайт в публикации будет считаться реферальной. Такой трафик бывает условно бесплатным — например, если два ресурса со схожей аудиторией договорились разместить на своих ресурсах ссылки друг на друга. Но также реферальные переходы могут оплачиваться напрямую, на бартерной основе либо в проценте от доходов клиента.
Источников бесплатного трафика много. Например, ими могут стать участие в форумах и сообществах, гостевые посты и вирусный контент.
Рекламу в Директе легко настроить самому
С Мастером кампаний — создавайте и редактируйте объявления, планируйте бюджет и привлекайте клиентов
Продвигать бизнес
Платные источники
Контекстная реклама — это объявления, которые показываются пользователям в зависимости от их потребностей, интересов и запросов. Это эффективный способ привести на сайт целевой трафик. Грамотно настроенную рекламу увидит не просто ЦА продукта или услуги, а люди с уже сформированным спросом, которые искали похожие товары и услуги.
Чтобы начать продвижение, достаточно перейти на страницу запуска рекламы в Яндекс Директе. Вы сможете разместить объявления в Поиске, на сайтах партнёров Рекламной сети Яндекса, а также в Картах.
Медийная реклама — это текстовые, графические, аудио- или видеообъявления, которые призваны познакомить аудиторию с брендом или продуктом, сформировать знание и создать у людей намерение купить товар или услугу. Она помогает вызвать у людей нужные ассоциации и в результате способствует увеличению продаж. Такая реклама направлена на максимально широкий охват.
Медийная реклама в сервисе Яндекс Директ работает на всех этапах воронки продаж — для этого есть разные инструменты. Например, более 600 таргетов позволяют показывать объявления максимально целевой аудитории.
Реклама в социальных сетях — помимо органического трафика, соцсети можно использовать для коммерческого продвижения. Во многих из них есть встроенные рекламные кабинеты, которые позволяют запустить кампанию. Также можно запустить рекламу в Telegram — фактически это мессенджер, но возможности для создания и продвижения контента в нём созданы по принципам соцсетей.
Как анализировать трафик
Анализ трафика позволяет понять, какие каналы привлекают больше посетителей, а над какими стоит поработать. Например, высокий органический трафик может свидетельствовать о хорошей оптимизации ресурса для поисковых систем.
Кроме того, анализ нужен, чтобы оценить эффективность рекламных кампаний и скорректировать либо отключить те, что приводят на ресурс меньше целевого трафика.
Чтобы оценить, насколько эффективно работает маркетинг, используют метрики.
Конверсии указывают, сколько посетителей доходят до цели. Например, совершают покупку или оставляют контакты.
Коэффициент возврата инвестиций (ROI) помогает оценить, насколько успешно окупаются вложения в бизнес, в том числе и в продвижение. Также полезно отслеживать ROMI (Return on Marketing Investment) — показатель возврата инвестиций в маркетинге.
CAC (Customer Acquisition Cost) — это сумма, которую бизнес тратит на привлечение одного клиента. Метрика помогает оценить эффективность маркетинговых каналов. Если компания тратит больше, чем получает с продаж, это может говорить о нерациональном расходе бюджета на маркетинг.
Подробнее о других метриках оценки эффективности интернет-рекламы читайте в статье.
Дальше рассмотрим инструменты и сервисы, которые помогут понять, успешно ли работает продвижение.
Яндекс Метрика
В Яндекс Метрике есть подробные отчёты, где видно, откуда на сайт приходят пользователи. Система бесплатная, чтобы начать с ней работать, достаточно установить счётчик Метрики на сайт. Как это сделать, можно прочитать в статье.
Чтобы узнать не только сайт, с которого приходят пользователи, но и конкретную страницу, баннер или пост, используют UTM-метки. Это специальные параметры, которые добавляют к URL-адресу страницы, чтобы отслеживать визиты и действия пользователей.
Также Яндекс Метрика позволяет проанализировать:
- Вовлечённость — показывает среднее время, глубину просмотров и показатель отказов вашего сайта, чтобы определить степень заинтересованности аудитории ресурса.
- Тип устройства — эту информацию полезно использовать, чтобы понимать, через какие устройства пользователи заходят на ваш сайт и как продвигаются по воронке. Например, если 90% ЦА приходят со смартфонов, то стоит в первую очередь развивать мобильную версию сайта или приложение.
- Поведение на сайте — показывает, по какому запросу приходят люди, сколько времени проводят на ресурсе, какие страницы открывают и сколько из них досматривают. Эти данные нужны, чтобы оптимизировать структуру ресурса, контент и рекламу.
Отчёты Мастера кампаний
Если вы запускаете рекламу через Мастер кампаний, то сможете посмотреть основные показатели эффективности прямо в Директе. Для этого перейдите в раздел «Кампании», выберите ту, что создали через Мастер кампаний, и нажмите «Перейти».
Откроется подробная статистика, где вы сможете посмотреть следующие данные:
- Количество показов объявлений, кликов по ним и целевых действий
- Эффективность объявлений — насколько хорошо работают заголовки и иллюстрации
- Информация об аудитории, устройствах и таргетингах
Выводы
- Трафик — это количество пользователей, которые заходят на определённый сайт или в приложение. Для бизнеса важно привлекать больше трафика на свой ресурс, чтобы получать больше лидов, увеличивать продажи, повышать узнаваемость бренда и укреплять доверие к компании.
- Виды трафика условно делятся по уровню заинтересованности пользователя на целевой и нецелевой, а также по устройству — на десктопный и мобильный.
- Источники трафика условно можно разделить на две категории: платные и бесплатные. Бесплатные источники требуют первоначальных затрат на их создание и продвижение, но затем они могут приносить трафик без дополнительных вложений. Платные, напротив, требуют постоянных финансовых вложений. Однако они позволяют быстрее привлечь целевую аудиторию, увеличить видимость бренда и в конечном счёте стимулировать продажи.
- Анализ трафика помогает маркетологам и владельцам бизнеса определить, какие каналы наиболее эффективны для привлечения посетителей, а также выявить те, которые требуют улучшения. Для этого используют системы аналитики, например Яндекс Метрику.
Запускайте рекламу в Директе и продвигайте бизнес
Поможет Мастер кампаний — алгоритмы сами оптимизируют рекламу, чтобы повысить её эффективность
Продвигать бизнес