Что такое семантическое ядро сайта
Семантическое ядро — это набор слов, словосочетаний и фраз, которые отображают содержимое сайта и показывают, по каким запросам он может продвигаться в поисковой системе. Эти слова и фразы называют ключевыми.
Когда человек ищет информацию, он пишет запрос в поиск — например, «как правильно мыть морозильную камеру» или «доставка цветов в Москве». После этого система ранжирует сайты, то есть определяет их позицию в выдаче относительно друг друга.
Соответствие контента страницы ключевым словам из запроса — это один из факторов, по которым поисковая система ранжирует веб-ресурс. Контент страницы — это метатег title, заголовки, тексты, изображения и другие элементы.
Например, владелец магазина, в котором продают холодильники, может назвать разделы и подразделы каталога следующим образом: «двухкамерные холодильники», «холодильные камеры», «встраиваемый холодильник», «холодильник с морозилкой», «автохолодильник».
Зачем собирать семантическое ядро
Сбор семантического ядра позволяет решить следующие задачи:
- Проработать структуру. Ключевые фразы объединяют в тематические группы и создают для каждой из них страницу. Это помогает выстроить логичную структуру, облегчить навигацию по интернет-ресурсу и ускорить индексацию, то есть попадание страниц в базу поисковых систем.
- Понять, какие страницы добавить. Сбор семантики помогает понять, какие материалы, карточки товаров или разделы следует создать. Это нужно, чтобы сайт продвигался по максимальному числу запросов и был полезен как можно большему количеству пользователей.
- Настроить перелинковку. Это процесс, когда на сайте размещают ссылки на другие его страницы. Формирование семантического ядра помогает понять, какие разделы нужно связать друг с другом. Например, в карточке товара добавить ссылку на другие позиции в каталоге.
- Запустить продвижение — например, через Яндекс Директ. Это платформа, с помощью которой в интернете размещают рекламные объявления. Они отображаются в Поиске, в Картах и на сайтах партнёров Рекламной сети — в неё входит более 55 000 площадок.
Объявления появляются, когда люди ищут определённый товар или услугу, а также похожие продукты. Реклама мотивирует их переходить на сайт и совершать целевые действия, например оформлять заказы или записываться на консультации.
Какие есть виды ключевых слов
По частотности:
- Высокочастотные (ВЧ) — обычно включают 1–2 слова, которые определяют тему поиска, например «купить холодильник».
- Среднечастотные (СЧ) — задают более конкретные параметры поиска, например «купить холодильник [наименование бренда]».
- Низкочастотные (НЧ) — точно отражают потребность и намерение посетителя. Например, «купить холодильник [наименование бренда] москва».
Хотя по ВЧ-запросам больше показов, конкуренция по ним тоже выше — из-за этого труднее попасть в топ выдачи. Именно поэтому для продвижения лучше использовать все три частотности.
По потребностям пользователей:
- Информационные — передают желание узнать новую информацию. Например, «как работает микроволновка».
- Коммерческие — обозначают желание приобрести продукт. Например, «купить микроволновку недорого».
- Общие — состоят из одного слова, например «окна» или «диван». По ним непонятно, какой потребностью руководствуется человек: купить продукт или узнать о нём.
- Навигационные — помогают найти конкретный бренд или продукт в интернете, например «реклама Яндекс Директ».
По геозависимости:
- Геонезависимые. По ним человек из любого региона видит одни и те же результаты поиска. Чаще всего такие запросы информационного характера, например «как приготовить оладьи». Для них местонахождение пользователя не важно.
- Геозависимые. По ним поисковая система отображает ссылки на сайты, которые привязаны к региону пользователя. К геозависимым относится большинство коммерческих запросов со словами «купить» или «заказать».
Важно! При указании области, города или района выдача становится геонезависимой. То есть по таким словосочетаниям, как «купить микроволновку Нижний Новгород», выдача не будет зависеть от того, где находится пользователь, — он увидит сайты указанного региона.
Чтобы указать регион, к которому привязан сайт, используйте Яндекс Вебмастер. Данные могут учитываться при формировании результатов поиска по запросам пользователей, которые ищут услуги в определённом месте. Если вас не интересует продвижение в конкретном регионе, указывать его не обязательно. О том, как настроить региональность, читайте в справке Вебмастера.
По упоминанию бренда. В брендовых запросах содержится название компании, например «Яндекс». По ним сайт бренда обычно по умолчанию оказывается на первом месте, поэтому им уделяют минимум внимания при продвижении.
Однако по этим запросам желательно проверять частотность раз в пару месяцев — это поможет отследить, как растёт популярность бренда и в какое время года он становится наиболее актуальным для клиентов.
Важно! Некоторые компании запускают рекламу по брендовым запросам конкурентов. В этом случае, когда человек ищет товары бренда «Ромашка», на первой позиции в поисковике он увидит объявление с предложением бренда «Василёк».
В результате по ссылке компании «Ромашка» в результатах поиска может переходить меньше людей. Чтобы это исправить и снова оказаться на первом месте, компании «Ромашка» стоит запустить рекламу по собственным брендовым запросам.
Какие существуют виды вхождений фраз в текст
Есть несколько способов поместить ключевики в тексте — обычно их называют вхождениями. Ниже мы разберём их основные виды на примере ключевой фразы «купить духовой шкаф».
Прямые. При прямом вхождении ключи добавляют текст в неизменном виде — так, как их будет вводить пользователь в поисковую строку. В этом случае фразу или словосочетание не разделяют предлогами или знаками препинания.
➡️ Пример: «В нашем интернет-магазине вы сможете купить духовой шкаф для запекания»
Точные. В этом случае сочетание слов остаётся неизменным, но его можно разделить знаком препинания или предлогом.
➡️ Пример: «Вам стоит хорошо подумать и понять, что купить: духовой шкаф или плиту с духовкой»
Разбавленные. Словосочетания можно разбивать другими словами и уточнениями.
➡️ Пример: «В нашем магазине вы можете купить встраиваемый духовой шкаф»
Синонимические. В этом случае можно заменить части фразы на синонимы.
➡️ Пример: «Звоните нам, чтобы приобрести духовой шкаф с доставкой»
Морфологические. Можно менять форму слов, склонять по падежам, но нельзя разбивать их знаками препинания или другими словами.
➡️ Пример: «В нашем магазине вы можете купить духовые шкафы»
Не стоит пытаться поместить на страницу как можно больше вхождений. Важнее всего создавать материалы, которые будут полезны пользователям и помогут закрыть их потребности.
Согласно принципам Яндекса единственный правильный способ повысить эффективность сайта — делать его более качественным и наполнять полезной информацией, которая создана для людей, а не поисковых роботов. Так что именно на этом стоит сфокусироваться.
Как собрать семантику для сайта: пошаговая инструкция
Сбор семантического ядра делится на несколько шагов — разберём каждый из них.
Шаг 1. Соберите маски
Маски, или базовые ключевые слова, описывают вашу сферу деятельности. Обычно они состоят из одного или двух слов и имеют высокую или среднюю частотность.
Например, магазин мягкой мебели мог бы выделить следующие маски: «мягкая мебель диваны», «диваны-кровати», «кресла», «тахты», «банкетки».
Чтобы собрать маски, достаточно перечислить названия всех услуг, которые вы предоставляете. Также можно предположить, какие словосочетания могли бы вводить потенциальные клиенты. Все полученные варианты фиксируют — например, вносят в Excel-таблицу.
При работе с масками отсеивайте те, которые не имеют отношения к вашему бизнесу. Например, если вы занимаетесь только продажей бытовой техники, не стоит выделять маску «ремонт бытовой техники».
Строить SEO-продвижение на одних словах-масках дорого и неэффективно, потому что по ним слишком много конкуренции. Необходимо дополнить список и поделить его на группы.
Шаг 2. Расширьте семантическое ядро
Используйте Яндекс Вордстат — сервис подбора ключевых слов. Он поможет узнать, как часто люди вводят определённый запрос в поиск, собрать СЧ- и НЧ-запросы для отобранных ранее масок, а также найти дополнительные идеи для ключевиков.
Интерфейс Вордстата состоит из строки ввода и трёх разделов: «Топ запросов», «Динамика», «Регионы».
Вкладка «Топы запросов» поможет собрать низко- и среднечастотные фразы к маскам. Если на вкладке отображается много нетематических ключей, их можно минусовать с помощью знака «-», который добавляется к исходному ключу. Например, «iphone 15 -обои -стекло -чехол». Тогда будет показана статистика без этих фраз.
Если сдвинуть крайний левый ползунок с параметра «Популярные» на «Похожие», в результатах отобразятся синонимы к фразе. Например, для ноутбука это могут быть варианты «ноут», «ультрабук» и «нетбук».
Проанализируйте блок «Люди ищут» — он находится внизу поисковой выдачи. В него попадают запросы, похожие на ваш, которые вводили другие люди.
Проанализируйте семантику конкурентов. Для этого изучите теги HTML-разметки и заголовки H1 на конкурентных ресурсах или воспользуйтесь автоматизированными сервисами.
Шаг 3. Очистите список от нерелевантных запросов
Для этого можно воспользоваться специальными сервисами, но после работы с ними результат всё равно необходимо проверить вручную.
Также избавьтесь от фраз, которые редко используются, — для этого проверьте их частотность с учётом региона вашего сайта или бизнеса. В Вордстате она делится на четыре вида:
- Базовая, или WS, — запрос без кавычек и дополнительных символов. Показывает, как часто употребляют эту фразу в любых формах и с любым порядком слов.
Пример: в частотность войдут все сочетания с купить ноутбук, включая купить ноутбук в Москве, купить хороший ноутбук или где купить ноутбук.
- Фразовая, или «WS», — запрос в кавычках. Показывает частотность по фразе, которая указана в кавычках, в любой форме, но без каких-либо дополнений.
Пример: «купить ноутбук» — в частотность войдут «купите ноутбук» или «купите ноутбуки».
- Точная, или «!WS», — словосочетание в кавычках и с восклицательным знаком. Показывает частотность в конкретной словоформе. Если ваш бизнес не привязан к сезону, сочетания с точной частотностью 0 можно удалить из списка. А если бизнес сезонный, стоит перепроверять их во время сезона, когда ваши продукты покупают чаще всего.
Пример: «!купить !ноутбук».
- Частотность с уточнённым порядком слов, или [WS], — для её проверки слова заключают в квадратные скобки.
Пример: [купить ноутбук] — в статистику войдут купить ноутбук недорого, купить ноутбук в Санкт-Петербурге или где купить ноутбук.
Шаг 4. Кластеризация
Когда список слов очищен, проводят кластеризацию — это группировка ключевиков по смыслу. Позже под каждую смысловую группу создают отдельную страницу. Количество кластеров для SEO-продвижения зависит от ниши бизнеса.
Вы можете кластеризовать все собранные единицы вручную в Excel или воспользоваться автоматизированными системами. Мы рекомендуем делать наброски с помощью онлайн-сервисов, а потом корректировать список самостоятельно.
Как собрать семантику для рекламной кампании в Яндекс Директе
Для продвижения в интернете тоже нужно подобрать ключевые слова. Пользователи увидят рекламные объявления, когда будут искать информацию в Поиске или заходить к партнёрам Рекламной сети Яндекса. Рассмотрим основные этапы подбора.
1. Соберите маски и дополните их. Для этого обычно используется статистика ключевых слов в Вордстате или сам Яндекс Директ — сервис умеет автоматически подбирать релевантные фразы для объявлений.
2. Соберите коммерческие запросы. Задача контекстной рекламы — привести горячую аудиторию, то есть тех, кто готов совершить покупку прямо сейчас. Именно поэтому чаще всего лучше составлять семантику, опираясь на коммерческие ключи: «приобрести», «заказать», «...цена».
3. Сделайте отдельную колонку с минус-словами — их нужно собирать на протяжении всей работы кампании. Отслеживайте, по каким нерелевантным ключам показывается объявление, и добавляйте их в поле для минус-слов.
Как провести сбор семантического ядра для YouTube-канала
Для продвижения видео на YouTube тоже собирают ключевые слова — их добавляют в заголовок и описание видео, хештеги, а самые броские помещают на обложку. Расскажем, из каких этапов состоит сбор семантики для YouTube-канала.
1. Подберите запросы с помощью специальных инструментов, например Яндекс Вордстата. Дальше сделайте группировку — это поможет найти актуальные темы для видео, рубрик и плейлистов.
2. Соберите подсказки. Один из способов найти подсказки для YouTube — начать печатать текст в строке поиска. Платформа сама предложит возможные варианты. Также вы можете использовать сервисы подбора подсказок.
3. Изучите семантику конкурентов. Существуют онлайн-сервисы для проверки, но это можно сделать и вручную. Для этого изучите описание и заголовок видео и выделите запросы, по которым оно продвигается.
4. Проанализируйте раздел «Аналитика» в разделе «Творческая студия». В нём вы найдёте информацию о том, по каким запросам зрители находят ваши ролики и откуда они переходят в ваш канал. Они пригодятся при формировании ядра.
Какие ошибки можно допустить при сборе семантического ядра
Составлять семантику, не учитывая особенности компании. Например, применять сочетание «покупка микроволновки с доставкой», если вы не доставляете технику.
Учитывать только высокочастотные запросы. По ним придётся конкурировать с большим числом площадок. Начинайте работу по продвижению недавно созданных ресурсов со средне- и низкочастотных запросов, а потом добавляйте высокочастотные. В дальнейшем ориентируйтесь на все три вида частотности.
Забывать об информационных запросах. Если использовать только коммерческие, можно потерять часть заинтересованной аудитории.
Анализировать только общую частотность. Необходимо учитывать также точную и фразовую, а ещё сезонность бизнеса.
Для сезонного бизнеса собирайте поисковые запросы в период, когда товары и услуги продаются активнее всего. Так получится составить полный список словосочетаний и не пропустить часть из них.
Однако также необходимо собирать частотность и в другие периоды, чтобы прогнозировать объём трафика и продаж на это время.
Забывать о синонимах. Иногда люди по-разному пишут запросы с похожим значением. Например, «записаться на приём к врачу» и «записаться на приём к доктору». Учитывайте разные написания.