14 августа, 2025

Как узнать частотность поисковых запросов и для чего это нужно

Чтобы сайт компании попадал в выдачу, а объявления показывались только заинтересованным пользователям, важно грамотно подбирать поисковые запросы. Их главная характеристика — частотность. Рассказываем, что это за показатель, как его посмотреть и использовать в рекламе.

Что такое частотность запросов

Чтобы разобраться в определении, сначала нужно понять механику продвижения с помощью SEO (Search Engine Optimization) — поисковой оптимизации. Её главная задача — привлечь клиентов из Поиска путём повышения видимости сайта по определённым пользовательским запросам. Для этого поисковые алгоритмы должны оценить ресурс как релевантный, то есть соответствующий запросу. С такой целью на сайте создают страницы, которые содержат ключевые фразы — слова и словосочетания, максимально точно отражающие запросы и контекст ресурса.

Пример. Предприниматель пишет картины по фотографиям и продаёт их в интернете. Для продвижения бизнеса он создал сайт и хочет, чтобы ресурс показывался в поисковике по ключевой фразе «заказать портрет по фото». С этой целью предприниматель разместил на сайте экспертные статьи, в которые органично вписал её.

SEO-выдача Яндекса
Выдача по запросу «заказать портрет по фото»

Частотность поисковых запросов — это их популярность. Показатель отражает, какое количество раз пользователи вводили в поисковике ту или иную фразу. Обычно берут число запросов за месяц, но период может быть и другим. По частотности их делят на три группы:

  • Высокочастотные (ВЧ)
  • Среднечастотные (СЧ)
  • Низкочастотные (НЧ)

В интернете можно найти разную классификацию. Например, часто высокочастотными называют фразы, у которых от 10 тысяч употреблений в месяц.

На самом деле чёткой градации нет — всё зависит от тематики. В распространённой нише вроде продажи холодильников самые высокочастотные ключи насчитывают от 35–40 тысяч употреблений. Делим это количество на три части по 12 тысяч, получаем среднечастотные — 12–24 тысячи, низкочастотные — до 12 тысяч.

Частотность одного и того же запроса может быть разной в зависимости от сезона, региона и платформы. Например, зимой пользователи чаще вводят «купить ёлочные игрушки», чем летом. С компьютера активнее ищут всё, что связано с бизнесом, а со смартфона набирают бытовые фразы.

Как и где проверить частотность запросов

Провести проверку можно в сервисах, которые собирают статистику по поисковым запросам. Один из самых популярных бесплатных инструментов — Яндекс Вордстат.

Введите в строке фразу, частотность которой хотите узнать, и нажмите на значок «Поиск» в виде лупы. Вы увидите количество обращений к ней, а также к другим релевантным запросам за последний месяц. Во вкладке «Похожие» отображаются другие формулировки.

Аналитика запроса в Вордстате
Например, фразу «мебель на заказ» с 7 мая по 7 июня 2025 года искали 101 008 раз — это высокочастотный запрос

Кроме того, в Вордстате есть функции, которые помогают точнее проанализировать частотность запросов:

  • «Все регионы» — можно посмотреть количество обращений в определённом регионе или городе. По умолчанию статистика охватывает Россию в целом.
  • «Динамика» — изменение количества запросов по месяцам и годам.
  • «Регионы» — разбивка в разрезе по регионам.
  • «Сайты по запросу» — отдельная страница с ресурсами, которые находятся в топе Яндекса по этой фразе. Полезна для анализа конкурентов.
  • Устройства — можно отдельно посмотреть число обращений с десктопа, смартфонов и планшетов.

Кроме того, проверить частотность можно в Яндекс Вебмастере. Укажите ключ, при необходимости выберите регион и минус-слова — сервис покажет количество обращений и переходов на сайты.

Анализ запросов в Вебмастере
На скриншоте — подбор запросов пользователей в Вебмастере

Запустите продвижение в несколько кликов с Простым стартом

Директ быстро настроит кампанию
и поможет привлечь клиентов

Запустите продвижение в несколько кликов с Простым стартом

Как посмотреть базовую частотность, в кавычках и точную

Есть следующие виды частотности запросов, которые отличаются точностью данных.

Базовая отображается при вводе запроса в Вордстат без дополнительного синтаксиса. Это сумма обращений ко всем ключевым фразам, где встречается интересующее слово или словосочетание. Форма и порядок слов могут быть любыми. Базовая частотность — наименее точная.

Пример. У запроса «мебель на заказ» определённое количество обращений за месяц. В него входят обращения не только к конкретной фразе, но и к другим, которые содержат её: «изготовление мебели на заказ», «мебель на заказ по индивидуальным размерам», «мебель на заказ москва».

В кавычках — фраза в чистом виде, то есть не содержащая другие слова. При этом форма слова может меняться.

Базовая частотность
Например, при поиске фразы «деревянные столы» не примешиваются лишние запросы, но есть вариант с другой словоформой — «деревянный стол»

Точная — фраза в кавычках и с восклицательным знаком. Такой синтаксис отсеивает сторонние запросы, в которые вложен интересующий ключ, а также фиксирует словоформу.

Точная частотность
При поиске в кавычках и с восклицательным знаком из показателя частотности убираются лишние запросы

Также иногда используются другие операторы синтаксиса:

  • Квадратные скобки [...] — чтобы закрепить порядок слов с учётом словоформ
  • Плюс (+) — чтобы зафиксировать стоп-слова, так называют служебные части речи вроде союзов и предлогов
  • Круглые скобки (...) — чтобы сгруппировать слова в сложносоставных запросах

Как использовать частотность для сбора семантического ядра

Семантическое ядро — это сгруппированный список ключевых слов и фраз, которые описывают тематику и содержание сайта. По ним ресурс будут находить в поисковой системе. Семантическое ядро служит основой при SEO-оптимизации и создании объявлений для продвижения в Поиске, Картах и Рекламной сети Яндекса.

Частотность важно учитывать при формировании семантического ядра. Она помогает правильно подобрать ключевые фразы, чтобы достичь цели в продвижении.

Наиболее эффективное семантическое ядро — такое, в котором сочетаются запросы разной частотности:

  • Высокочастотные помогают привлекать большой объём трафика, но конкуренция в них выше, соответственно, требуются значительные ресурсы на продвижение.
  • Средне- и низкочастотные — не такие популярные и более целевые. Например, если пользователь вводит в поиске «заказать пиццу в Чертаново», значит, его интересует доставка именно в этом районе Москвы. А фраза «купить ноутбук до 100 тысяч рублей» указывает на то, что человек определился с бюджетом. Конкуренция тут, как правило, ниже.

Комбинация высоко-, средне- и низкочастотных фраз помогает привлекать стабильный трафик и закрывать конкретные потребности клиентов. Важно регулярно обновлять семантическое ядро, поскольку поведение пользователей и их потребности, тренды рынка могут меняться.

Как учитывать частотность при продвижении сайта в Яндекс Директе

Помимо органической поисковой оптимизации, частотность важна при продвижении через Яндекс Директ. На платформе есть инструменты, которые упрощают запуск кампаний:

  • Мастер кампаний даёт подсказки по размещению, предлагает настройки регионов, целевой аудитории и других параметров. Кроме того, он помогает выбрать оптимальный бюджет.
  • Простой старт полностью настраивает кампанию. Достаточно добавить ссылку на свой сайт или рассказать о бизнесе в анкете. Сервис подберёт настройки и запустит кампанию.

Пользователи увидят объявления в Поиске, Картах и на сайтах партнёров Яндекса.

Пример объявления Директа
Пример объявления на сайте

Частотность влияет на объём трафика и бюджет, который потребует продвижение:

  • Высокочастотные дают много показов, но по ним высокая конкуренция: многие компании хотят, чтобы их объявления отображались по популярным запросам. Это делает клики дорогими.
  • Средне- и низкочастотные более узкие. Приносят меньше трафика, но не требуют таких крупных бюджетов, как высокочастотные.

Важно тестировать все три категории — это позволит определить оптимальную стоимость клика и понять, размещение по каким фразам приносит больше трафика и продаж. Можно разделять ключи по разным кампаниям, чтобы было проще отслеживать результаты.

Как частотность влияет на трафик, прогнозы и кликабельность. Чем выше частотность фраз, тем больше потенциальный трафик и прогнозируемые показы. При этом CTR (Click Through Rate — отношение кликов к показам) и кликабельность будут ниже из-за более широкой аудитории.

Частотность фраз помогает прогнозировать объём трафика и бюджет, а также оптимизировать кампании — балансировать между широтой охвата и кликабельностью объявлений.

Какие распространённые ошибки есть при работе с частотностью запросов

Игнорировать низкочастотные. Не стоит сосредотачивать внимание только на популярных запросах с большим количеством обращений. Низкочастотные ключевые фразы более целевые и соответствуют конкретным потребностям аудитории. Кроме того, конкуренция в них не такая высокая, поэтому на продвижение может понадобиться меньше ресурсов.

Учитывать только базовую частотность. В неё входят другие запросы, содержащие интересующий, поэтому статистика по обращениям может быть неточной. Чтобы получить объективные данные по популярности фразы, стоит использовать элементы синтаксиса: кавычки, восклицательный знак.

Не группировать запросы. Если при сборе семантического ядра не делить ключевые фразы по частотности, в дальнейшем их будет сложно анализировать. Оптимальное решение — группировать их, например при запуске контекстного продвижения создавать отдельные кампании.

Использовать фразы без пользы и поискового спроса. Такие сочетания часто называют мусорными или пустыми. Обычно они возникают при попытках охватить все возможные запросы. Например, если в нише холодильников взять самые популярные слова «холодильник», «купить», «цена», «москва» и собрать в одну фразу, получится «холодильник купить цена москва». Пользователи не ищут ключ в таком виде.

Какие практические советы нужно учитывать при работе с частотностью

Используйте Яндекс Вордстат. Это бесплатный инструмент для сбора статистики. Он позволяет использовать синтаксис для уточнения фраз, просматривать динамику запросов, разбивку по регионам и устройствам.

Учитывайте региональные особенности и сезон. Частотность может отличаться в зависимости от локации. Чтобы не упустить этот аспект, при сборе статистики, например в Вордстате, выберите нужный регион. Кроме того, добавляйте в запросы названия городов и районов.

Сезон также играет не последнюю роль — определите, в какое время у аудитории пик спроса. В Вордстате можно посмотреть запросы в динамике по периодам, например по месяцам.

Избегайте неподходящих ключевых фраз. Не все они эффективны для продвижения, даже если у них большое количество обращений. Учитывайте контекст — например, в рекламе онлайн-кинотеатра по подписке не стоит использовать ключ «смотреть фильмы бесплатно». Если цель — продажи, необходимы коммерческие запросы вроде «купить ноутбук», а не информационный «как выбрать ноутбук».

Заключение

  • Частотность запросов — это показатель их популярности в поисковых системах, который помогает продвигать сайты по SEO и запускать рекламные кампании в интернете.
  • Запросы можно разделить на три группы: высокочастотные (ВЧ), среднечастотные (СЧ), низкочастотные (НЧ).
  • Для анализа частотности удобно использовать Яндекс Вордстат — бесплатный инструмент, который показывает статистику, региональные особенности и динамику. Чтобы получить точные данные, применяйте синтаксис: кавычки для отсеивания вложенных запросов и восклицательный знак для фиксации словоформ.
  • Для сбора семантического ядра важно комбинировать запросы разной частотности: высокочастотные — для охвата широкой аудитории, средне- и низкочастотные — для привлечения целевого трафика.
  • Частотность фраз в Яндекс Директе влияет на объём трафика, бюджет и кликабельность объявлений.
  • Частые ошибки: игнорировать низкочастотные запросы, учитывать только базовую частотность и не группировать ключи.

Поможем запустить первую рекламную кампанию

Поддержим на всех этапах настройки
рекламы в Директе

Поможем запустить первую рекламную кампанию

Дополнительные материалы

Как узнать спрос на товар или услугу
Как продвигать сайт услуг с помощью SEO: пошаговая инструкция и чек-лист
SEO-продвижение сайта товаров: чек-лист
Источники трафика на сайт: откуда приходят ваши клиенты
Что такое трафик и как привлечь трафик на сайт
Что такое Яндекс Wordstat и как им пользоваться
Что такое семантическое ядро сайта и как его собрать
Как подключить Яндекс Метрику к сайту: пошаговая инструкция
Полезные материалы
SideBannerImage

Получите 5 000 ₽
на запуск продвижения

  •  Забрать бонус

    Информационные услуги оказываются ООО «Яндекс» и не являются образовательными