Что такое Яндекс Вордстат
Яндекс Вордстат — это сервис, который показывает, насколько часто пользователи пишут в поиске Яндекса тот или иной запрос. Статистика обращений по конкретным фразам называется «частотность запроса».
Яндекс Вордстат помогает решать следующие задачи бизнеса.
Собирать семантическое ядро. Оно необходимо, чтобы сделать сайт полезным и удобным для целевой аудитории: разработать понятную структуру и наполнить ресурс релевантными материалами. Подробнее о сборе семантики рассказали в статье.
Ещё семантическое ядро понадобится для запуска контекстной рекламы. Слова и выражения, собранные с помощью Вордстата, указывают в настройках рекламной кампании в Яндекс Директе. Когда пользователи введут эти или похожие фразы в поиск Яндекса, они могут увидеть ваши объявления в выдаче. Подробнее о том, как работает контекстная реклама, рассказали в статье.
Проводить исследования рынка. Например, оценить интерес аудитории к определённому товару и решить, добавлять его в ассортимент или нет. А ещё — отследить сезонность и узнать, в каких регионах чаще ищут продукт.
Для углублённого исследования пригодится ещё один инструмент — «Подбор запросов и анализ рынка» в Яндекс Вебмастере:
- Находите ключевые слова, которые помогут сделать сайт заметнее, и оценивайте их потенциал. Данные по спросу, кликам и конкурентности помогут выбрать ключевые фразы для развития сайта.
- Анализируйте страницы, которые уже популярны по целевым запросам в Поиске. Изучайте веб-ресурсы коллег по рынку и перенимайте их опыт.
Составлять контент-планы. Когда ищете темы для публикаций, важно учитывать интересы аудитории — только тогда материалы будут актуальными и полезными для пользователей. Вордстат помогает узнать, на какие вопросы чаще всего ищут ответы потенциальные клиенты, а затем раскрыть эти темы в публикациях.
Приоритизировать задачи разработчикам сайта. Вордстат показывает, на каких устройствах чаще вводят целевые запросы: смартфонах, компьютерах или планшетах. Это поможет определить, под какие устройства адаптировать сайт в первую очередь.
Информацию важно проверять в связке с данными систем аналитики: для сайтов подойдёт Яндекс Метрика, для приложений — AppMetrica.
Как устроен Яндекс Вордстат
На главной странице Вордстата отображается поле для ввода — в него нужно написать слово или фразу, чтобы проверить частотность.
Когда введёте фразу, увидите статистику запросов с ней в динамике и по регионам, а также топ запросов. Рассмотрим подробнее информацию в разных вкладках.
Динамика
Во вкладке находится график частотности запросов по месяцам, неделям или дням — в зависимости от заданных настроек. Под графиком расположена таблица со следующей информацией:
- Месяц, неделя или день
- Число запросов в заданный период
- Доля от всех запросов, которые вводили в поиск Яндекса в указанном периоде
Данные о динамике полезны, если нужно узнать сезонность бизнеса. График наглядно показывает, как нарастает и угасает интерес к определённой теме в течение года.
Важно: информация во вкладке «Динамика» доступна начиная с 2018 года.
Регионы
Раздел помогает узнать, сколько раз запрос вводили в определённом регионе. Это полезно, если нужно оценить популярность фраз в конкретной локации.
Проанализируйте данные столбца «Индекс интереса». Он показывает отношение доли отобранных запросов в регионе к их доле среди всех запросов в поиске Яндекса. Значение 100% показывает, что локация не выделяется по уровню интереса. В городах и регионах, где индекс превышает 100%, есть запрос на товар или услугу, которые вы представляете.
Топы запросов
Во вкладке есть два раздела:
- «Популярные». В разделе отображаются данные о популярных запросах, которые содержат указанную фразу, за последние 30 дней. Например, если вы пишете в поисковую строку Вордстата «купить стиральную машину», то во вкладке увидите, как пользователи дополняют этот запрос. Например, словами «недорого» или «в Москве».
- «Похожие». В разделе представлены данные о запросах, которые похожи на ваш, за последние 30 дней. Так, по запросу «купить стиральную машину» во вкладке можно увидеть фразы с другой бытовой техникой — феном или отпаривателем.
Во вкладке «Топы запросов» вы можете смотреть статистику по интересующему региону. Чтобы это сделать, нажмите «Все регионы» и проставьте чекбоксы напротив нужных городов и областей.
Возможности, которые доступны во всех вкладках
Сортировка по устройствам. Информацию можно отфильтровать по устройствам, с которых были сделаны запросы. Над таблицей частотности есть вкладки «Десктопы», «Смартфоны», «Планшеты».
Скачивание данных. Если нажать кнопку «Скачать», результаты с любой вкладки сохранятся в таблицу в формате CSV или XLSX.
Статистика ключевых запросов, полученная с помощью Вордстата, позволит лучше понять целевую аудиторию, чтобы доработать предложение или определить оптимальные настройки кампании в Яндекс Директе. Например, если пользователи часто ищут информацию с мобильных устройств, можно настроить таргетированную рекламу на смартфоны и оптимизировать мобильную версию сайта.
Что такое операторы и как их использовать
Операторы — это символы, которые позволяют зафиксировать определённую формулировку. С их помощью можно делать подбор слов точнее. В Вордстате их шесть.
Чтобы исключить определённые слова из запроса, используется символ «-». Кроме того, можно комбинировать операторы. Например, применять одновременно «!» для закрепления формы слова и «+», чтобы зафиксировать местоимения.
Операторы доступны во вкладках «Регионы» и «Топы запросов». Во вкладке «Динамика» вы сможете использовать только оператор «+».
Как использовать Вордстат: примеры
Пример 1
Компания, которая предлагает туристические путёвки, хочет оценить сезонность спроса на поездки. Для этого подойдёт вкладка «Динамика». Например, здесь видно, что больше всего люди интересуются путёвками в Турцию в июне и июле.
Чтобы найти закономерность, делать выводы лучше на основании данных за несколько лет. Иногда случаются нетипичные всплески интереса к определённой теме, которые не повторялись в предыдущих годах и не повторятся в следующих.
Пример 2
Магазин домашних растений ищет идеи для публикаций в блоге. Один из разделов товарной линейки — кактусы и суккуленты. Судя по информации с вкладки «Топы запросов», один из популярных запросов связан с поливом кактуса. Значит, люди интересуются этой темой — её можно подробнее раскрыть в статье или видео.
Пример 3
Компания, которая предлагает автомобили в аренду, анализирует спрос в разных городах, чтобы понять, где открывать филиал. По информации из раздела «Регионы» можно сделать вывод, что, помимо Москвы и Санкт-Петербурга, темой каршеринга интересуются в Сочи.
Пример 4
Маркетологу нужно оценить популярность авиабилетов из Москвы в Сочи. В этом случае рекомендуется добавить оператор «[]», чтобы зафиксировать порядок слов, иначе в выдачу попадут билеты не только из Москвы в Сочи, но и из Сочи в Москву.
Какие ошибки можно допустить при работе с Вордстатом
Самые распространённые ошибки при сборе семантики связаны с неверной трактовкой результатов. Вот несколько из них:
- Многозначность слов. У слова может быть несколько значений. Например, по запросу «Наполеон» ищут информацию и о торте, и об императоре.
О многозначности важно помнить, если планируете запускать продвижение, иначе объявления могут показываться по нерелевантным запросам. Чтобы этого избежать, лучше включать в кампанию только фразы, которые явно относятся к вашей теме, или использовать минус-слова.
- Игнорирование сезонности. Спрос на товары и услуги зависит от времени года, праздников и других событий. Этот фактор следует принимать во внимание при разработке рекламных кампаний и распределении бюджета.
Если у бизнеса ярко выражена сезонность, всю полноту запросов получится увидеть только при приближении сезона. Проверить сезонность поможет график во вкладке «Динамика».
- Игнорирование контекста. Иногда рост числа запросов не означает рост продаж в тематике. Такое происходит из-за всплеска интереса в информационном пространстве, мемов или челленджей.
Коротко
- Яндекс Вордстат — это бесплатный сервис, который предоставляет информацию о том, как часто пользователи вводят конкретные слова и фразы в поисковую строку
- Статистика ключевых слов помогает продумывать структуру и наполнение сайта, изучать интересы целевой аудитории, запускать продвижение, составлять контент-планы и анализировать рынок
- В Яндекс Вордстате есть три вкладки — в них можно посмотреть частотность в динамике и по регионам, а ещё проанализировать популярные и похожие поисковые запросы
- При работе с Вордстатом используйте операторы — они помогают добавить условия поиска, например зафиксировать порядок слов или закрепить служебные слова
- Чтобы данные Вордстата были корректными, учитывайте многозначность слов, синонимы и контекст