Современные методы поиска клиентов
Находить покупателей можно разными способами. В идеале стоит комбинировать несколько вариантов, чтобы тестировать разные каналы и охватывать больше аудитории. Рассмотрим подробнее, где искать клиентов.
Контент-маркетинг
Контент-маркетинг — это стратегия поиска и привлечения клиентов через полезный, вовлекающий и экспертный контент: статьи в блоге и СМИ, посты в соцсетях, видео на популярных площадках. Он формирует доверие и лояльность аудитории к бизнесу, а ещё создаёт у компании определённую репутацию и имидж на рынке.
Особенности контент-маркетинга:
- Отложенный результат — этот способ продвижения, скорее всего, не принесёт продаж сразу. На формирование доверия и имиджа нужно время.
- Долгосрочный эффект — лояльные клиенты с большей вероятностью становятся постоянными.
- Поиск клиентов на всех этапах воронки — от знакомства с брендом до принятия решения.
Главное — не просто напрямую рекламировать товары или услуги, а создавать контент, который будет интересен и полезен вашей аудитории. Для этого важно продумать форматы, например статьи, посты, вертикальные и горизонтальные видео. А ещё подобрать площадки, на которых есть потенциальные клиенты:
- СМИ
- UGC-платформы, где контент выпускают сами пользователи
- Соцсети и мессенджеры
- Видеохостинги
Email-маркетинг и рассылки в мессенджерах
Привлекать клиентов для бизнеса можно через рассылки по электронной почте и в мессенджерах: отправлять письма об акциях и скидках, приглашать на мероприятия, делиться выгодными промокодами и спецпредложениями. Кроме того, компании рассылают дайджесты и тематические подборки товаров, которые мотивируют перейти в интернет-магазин и оформить заказ.
Особенности маркетинга с помощью рассылок:
- Персонализация — в письмах и личных сообщениях можно обратиться к клиенту по имени или, например, отправить уникальный промокод на скидку в день рождения. Это повышает лояльность: человек понимает, что письмо предназначено именно для него.
- Законодательные ограничения — согласно № 152-ФЗ «О защите персональных данных», отправлять коммерческие рассылки можно только пользователям, которые дали явное согласие на это, например поставили галочку в форме подписки. Если компания использует собственную базу, а не покупает готовую, она не получит денежного штрафа. Собрать контакты можно на мероприятиях, с помощью программы лояльности, поп-апов на сайте.
Чтобы продвижение было эффективным, важно сегментировать аудиторию — разделить её на группы и отправлять каждой отдельные письма. Например, рассылки для частых покупателей и тех, кто давно не делал заказы, будут отличаться по содержанию. Первой категории можно предложить оформить скидочную карту постоянного клиента, а второй — напомнить о себе и предложить промокод.
SEO-продвижение сайта
SEO (Search Engine Optimization — «поисковая оптимизация») — комплекс работ, который проводится, чтобы увеличить показы сайта в выдаче по запросам пользователей. Её задача — привести потенциальных клиентов на площадку компании из органической выдачи за счёт соблюдения требований и рекомендаций поисковых систем.
Ключевые элементы SEO:
- Техническая часть: например, скорость работы сайта, удобство навигации, логичная структура, адаптивность под мобильные устройства.
- Контент: статьи, описания товаров и другие материалы должны отвечать на вопросы целевой аудитории и желательно содержать ключевые слова. А ещё не дублировать другие материалы в интернете.
- Внешние факторы: если сайт упоминают авторитетные источники, это повышает доверие пользователей, а значит, и поисковых систем к ресурсу.
Обычно SEO-оптимизация не даёт мгновенных результатов: на анализ конкурентов, сбор ключевых фраз, написание статей, сканирование, индексацию и ранжирование сайта нужно время. Но этот способ может продолжать приводить клиентов даже после того, как вы перестанете выделять крупные бюджеты на продвижение, поскольку ресурс будет оставаться в выдаче.
Подробнее о SEO-продвижении мы рассказали в отдельной статье.
Работа с отзывами и репутацией
Многие потенциальные клиенты перед покупкой изучают в интернете отзывы о компании. Чтобы не упустить сделки, например, из-за негативного отклика на сайте, а также повысить лояльность аудитории, важно работать с репутацией.
Собирать отзывы можно в профиле компании на онлайн-картах и специальных сайтах-отзовиках. Например, пользователи выставляют бизнесу оценки в Яндекс Картах.
Советы по работе с репутацией:
- Реагируйте на отзывы быстро — желательно в течение суток.
- Не используйте одинаковые ответы — они снижают лояльность клиентов. Можно разработать шаблон, но адаптируйте его в зависимости от того, что написал покупатель.
- Мотивируйте клиентов оставлять отзывы — чтобы человеку было проще сформулировать обратную связь, задавайте наводящие вопросы вроде «Что вам больше всего понравилось?», «Что нам стоит улучшить?».
- Не игнорируйте негативные отзывы — вместо этого поблагодарите клиента за обратную связь и обработайте возражение. Например, если человек жалуется на плохой сервис, обозначьте, что исправите эту проблему. Так клиенты поймут, что компании важно их мнение и комфорт.
- Отвечайте на положительные отзывы — реакция усилит доверие и повысит лояльность аудитории.
Персональные предложения через звонки
Звонки — это ещё один способ найти клиентов. Главное — не превращать этот канал в спам. Чтобы повысить вероятность сделки, важно:
- Озвучивать конкретное предложение, например ремонт под ключ или абонемент в фитнес-зал рядом с домом
- Не предлагать купить сразу, а сначала выявить потребности клиента
- Разрабатывать скрипты, которые помогут менеджерам продаж обработать возражения
Если у бизнеса нет ресурсов на холодные звонки, можно начать с тёплых. Например, обзвоните постоянных клиентов или тех, кто приобретал ваш продукт один-два раза.
Контекстная реклама в Директе
Контекстная реклама — это объявления, которые платно показываются пользователям в поисковой выдаче в зависимости от их запросов, интересов, просмотренного контента. Например, человек вводит «купить диван» и видит рекламу мебельных магазинов, которая выглядит как обычные ссылки.
* Интерфейс может отличаться от изображения.
Запустить контекстную рекламу можно через Яндекс Директ. Даже если у вас нет опыта, настроить продвижение получится с помощью упрощённых инструментов:
- Мастер кампаний — даёт подсказки по продвижению, например предлагает оптимальные настройки кампании и рекомендации по бюджету.
- Простой старт — автоматически создаёт объявления, подбирает таргетинги аудитории и оптимизирует стратегию. Вам достаточно вставить ссылку на продвигаемую страницу.
Объявления, запущенные через Директ, показываются не только в Поиске, но и в Картах и на сайтах Рекламной сети Яндекса. Среди них — сервисы Яндекса и партнёры.
Особенности контекстной рекламы в Яндекс Директе:
- «Горячий спрос» — если пользователь ищет товар или услугу в Поиске, значит, он с высокой вероятностью уже готов совершить покупку.
- Работа с целевой аудиторией — например, если пользователь посещает форумы для автолюбителей, алгоритмы предложат ему рекламу автозапчастей или услуг по замене резины.
- Быстрые результаты — запустить рекламу в несколько кликов, а пользователи увидят объявления сразу после прохождения модерации. Вы поймёте, насколько эффективно продвижение, в течение пары недель и сможете скорректировать настройки кампании.
- Гибкость — в Директе можно устанавливать таргетинги, чтобы точно попадать в целевую аудиторию. А ещё настраивать бюджет, если он ограничен.
- Интеграции — подключите Яндекс Метрику и CRM (Customer Relationship Management) — систему для управления взаимоотношениями с клиентом, чтобы оценивать продвижение на низких этапах воронки. Например, пользователь сделал заказ на сайте, но это не гарантирует, что он его выкупит. При интеграции с CRM можно оптимизировать рекламные кампании не только по заказам на сайте, но и по фактически выкупленным.
Подробнее о контекстной рекламе мы рассказали в отдельной статье.
Несколько вопросов — и реклама готова
Попробуйте Простой старт — новый формат для рекламодателей без опыта
Создать рекламу
Другие способы поиска клиентов
Вы также можете найти клиентов:
Через социальные сети и мессенджеры. Привлекайте подписчиков и постепенно превращайте их в покупателей. Создайте группу или бизнес-профиль компании в популярных соцсетях и мессенджерах и наполните его контентом. Общайтесь с аудиторией, рассказывайте о своих товарах и услугах, делитесь новостями.
Биржи фриланса, онлайн-агрегаторы и торговые площадки. Ключевое преимущество этого способа — доверие пользователей к устоявшимся сервисам. Люди чаще покупают там, где есть система рейтингов и отзывов. Размещайте информацию о своих товарах и услугах на биржах, агрегаторах и маркетплейсах. Это позволит найти первых клиентов.
Партнёрство с другими бизнесами. Сотрудничайте с компаниями, которые работают с той же аудиторией, что и вы, но не являются конкурентами. Например, студия йоги и салон красоты в одном торговом центре могут рекомендовать друг друга клиентам.
Профильные выставки, конференции. Это один из самых эффективных способов личного взаимодействия с потенциальными клиентами и партнёрами. Участвуйте в офлайн-мероприятиях — там можно не только представить свой продукт, но и напрямую обсудить потребности целевой аудитории, получить обратную связь и установить доверительные отношения.
Пошаговая инструкция: как найти покупателя
Если вы хотите привлекать покупателей, следуйте нашей инструкции.
Шаг 1. Определите целевую аудиторию
Перед запуском рекламы важно понять, кому вы продаёте товары или услуги. Чёткое понимание аудитории поможет выбрать подходящие каналы продвижения и эффективно использовать бюджет.
Соберите информацию о клиентах: какого они пола и возраста, в каком городе живут, где работают, чем интересуются, как принимают решение о покупке. Можно проанализировать профили в соцсетях, статистику сайта.
Шаг 2. Проведите анализ конкурентов
Опыт компаний, которые уже работают на рынке, поможет избежать распространённых ошибок и найти эффективные рекламные каналы.
Проанализируйте 3–5 основных конкурентов: изучите их сильные и слабые стороны, стратегии продвижения, кейсы. Визуализировать данные удобно с помощью таблицы.
Шаг 3. Выберите каналы продвижения
На старте не стоит пытаться охватить все возможные площадки. Выберите два, максимум три основных канала, где может находиться ваша аудитория. Так вы грамотно распределите бюджет и другие ресурсы на тестирование.
Одним из первых способов продвижения может стать контекстная реклама в Яндекс Директе. Запуск займёт 15–30 минут благодаря упрощённым инструментам для настройки.
Шаг 4. Уделите внимание рекламным объявлениям
Результаты кампании напрямую зависят от качества объявлений. Чтобы привлечь клиентов, затрагивайте в тексте рекламы их боли и интересы, предлагайте способы решения проблем. Например, при продвижении услуг клининга сделайте акцент на экономии времени, которое можно посвятить близким или хобби вместо уборки.
Помимо текста, используйте фото и видео. Визуальный контент привлекает внимание к объявлению и повышает вероятность того, что пользователь перейдёт по нему.
Шаг 5. Систематизируйте работу с заявками
Чтобы не упустить сделки, важно обработать заявку максимально быстро. Для этого настройте интеграцию рекламных кампаний с CRM-системой. Например, когда клиент оставит заявку на бесплатную консультацию, менеджеры сразу увидят её в базе и перезвонят.
Шаг 6. Анализируйте результаты и оптимизируйте рекламу
Спустя некоторое время — оно зависит от маркетингового канала — проанализируйте результаты кампании. Определите:
- Какие объявления и стратегии приносят больше всего заявок, клиентов, а какие работают хуже
- При каком способе продвижения сделка обходится дешевле и дороже всего
На основе данных корректируйте настройки, чтобы снижать стоимость клиента и увеличивать количество заявок.
Популярные ошибки при поиске клиентов
Снизить эффективность продвижения могут частые ошибки.
Не продумывать УТП
УТП — это уникальное торговое предложение, то есть характеристики, которые отличают вашу компанию, её товары и услуги от конкурентов. Если не сформулировать, чем вы отличаетесь от аналогов, клиент не поймёт, почему ему нужно выбрать именно вас.
Примеры УТП:
- Ремонт телефонов за 1 час
- Бесплатная доставка заказа по всему городу
- Настоящая итальянская пицца с доставкой за 30 минут
Работать без CRM
Без единой системы заявки от клиентов будут теряться в чатах, на почте, в мессенджерах и других каналах коммуникации. Это означает упущенные сделки, а ещё может снизить лояльность аудитории.
Чтобы не терять заявок, внедрите CRM, как только запустите продажи. На первых этапах это может быть простая недорогая система.
Использовать слишком много каналов
Когда бизнес только запускается, хочется протестировать все возможные способы продвижения. Но это может привести к неэффективному распределению бюджета.
Чтобы повысить шанс на успешные результаты, сначала выберите до двух-трёх каналов продвижения, где находится ваша основная аудитория. Действуйте постепенно: протестируйте эти способы, затем добавляйте следующие.
Не анализировать рекламу
Важно, чтобы реклама не только приводила клиентов, но и окупалась — без аналитики невозможно понять, так ли это. Пока кампания запущена, регулярно рассчитывайте CPL (Cost per Lead) — стоимость заявки — и ROI (Return on Investment) — коэффициент возврата инвестиций.
Кроме того, можно подключить дополнительные инструменты для аналитики. Например, на сайте это может быть счётчик, который анализирует количество посетителей и их поведение.
Советы, как привлечь первых клиентов
Используйте личные и деловые связи. Расскажите о бизнесе родственникам, друзьям, коллегам. Они могут стать первыми клиентами или порекомендовать вас своим знакомым. Так вы сможете получить первые заявки и сделки без вложений.
Предложите бесплатный продукт. Например, это может быть консультация перед покупкой, демоверсия товара или услуги. Такое предложение позволяет клиентам попробовать ваш продукт без финансовых рисков и снижает барьер к покупке. Читайте, «Что такое лид-магнит: как создать эффективный и повысить конверсии».
Запустите небольшую рекламную кампанию. Не обязательно начинать с крупных бюджетов на продвижение. Даже небольших вложений хватит, чтобы получить и проанализировать первые результаты.
Ответы на частые вопросы
Сколько стоит привлечение клиента? Цена зависит от многих факторов, например от ниши бизнеса, канала продвижения, характеристик аудитории и других. Понять, какая стоимость оптимальная для вас, можно путём тестирования рекламных кампаний.
Как выбрать, где рекламироваться? Важно выбрать каналы, в которых есть ваша целевая аудитория. Определить их можно с помощью аналитики потенциальных клиентов.
Нужен ли сайт для старта? Это необязательный инструмент — привлекать клиентов и продавать товары, услуги можно через страницу в соцсети, через мессенджер, маркетплейс. Но своя площадка расширяет каналы продвижения. Читайте, «Как понять, нужен ли сайт для вашего бизнеса».
На что обращать внимание при работе с подрядчиками и агентствами? Перед началом сотрудничества изучите портфолио. Убедитесь, что у специалистов есть кейсы из вашей ниши. Кроме того, задайте вопросы о возможных результатах и гарантиях.
Как искать клиентов: коротко
- Контент-маркетинг. Создавайте полезный контент, чтобы привлекать аудиторию и сформировать доверие. Эффект долгосрочный, но требует времени.
- Email- и рассылки в мессенджерах. Персонализированные письма и сообщения с акциями или полезными материалами повышают лояльность. Важно получить согласие на рассылку и сегментировать аудиторию.
- SEO-продвижение. Оптимизируйте сайт под поисковые запросы, чтобы привлекать клиентов из поисковиков. Главные элементы: техническая исправность, качественный контент и внешние ссылки.
- Работа с отзывами. Регулярно собирайте и обрабатывайте отзывы на площадках. Быстрые и персонализированные ответы усиливают доверие.
- Контекстная реклама. Запускайте объявления по ключевым запросам в Директе.
Простой старт сам настроит вашу рекламу в Директе
Попробуйте Простой старт — новый формат для рекламодателей без опыта
Создать рекламу легко