Зачем бизнесу аналитика
Не опираться на цифры во время принятия решений рискованно. Например, можно выйти на рынок с неходовым товаром и зря потратить деньги на закупку. Или сделать скидки, из-за которых товар будет продаваться дешевле себестоимости, что приведёт к убыткам.
Аналитика продаж на маркетплейсах помогает избежать подобных ошибок или сгладить их последствия. Вот что полезно регулярно оценивать на всех этапах развития бизнеса:
- Сфера. Новичкам стоит собрать базовую информацию, например какой товар пользуется спросом, какие бренды и компании популярнее других. Опытным — регулярно проверять свои знания и учиться новому.
- Тренды. Некоторые товары могут стать популярнее других на фоне разных событий. Например, выстреливает новый сериал или фильм, и фанаты начинают скупать одежду, похожую на ту, что носили главные герои. Если вовремя реагировать на тенденцию, больше шансов заработать, пока тренд не подхватили другие продавцы.
- Сезонность. Некоторые товары регулярно становятся популярнее других. Осенью люди покупают канцтовары, зимой — ёлочные игрушки, летом — купальники. Чтобы сгладить сезонные колебания, можно работать на опережение. Например, привлекать внимание клиентов к товарам за пару месяцев до начала сезона.
- Спрос. Важно постоянно анализировать ассортимент и отслеживать, какие позиции покупают чаще, а какие — реже. Эти данные помогут стабилизировать товарооборот и предотвратить ситуацию, когда товар просто лежит на складе и не продаётся.
- Конкуренты. Отслеживание цен и анализ других продавцов помогают увидеть сильные и слабые стороны бизнеса, найти его уникальные особенности и привлекать больше клиентов.
- Остатки на складе. Аналитика может предотвратить ситуацию, когда спрос высокий, а товар закончился. Это, в свою очередь, помогает избежать недовольства клиентов. Кроме того, если предприниматель регулярно проверяет остатки на складах, он лучше понимает спрос на товары.
Помимо этого, важно анализировать выручку, средний чек и общий объём продаж. Показатели стоит оценивать за период — от недели до года. Если заниматься аналитикой регулярно, будет легко отследить динамику и принять решение.
Какие инструменты помогут с анализом
Разберёмся, каких инструментов будет достаточно предпринимателю, и сделаем короткий обзор сервисов.
Яндекс Вордстат
Яндекс Вордстат покажет, какие запросы люди пишут в Поиск, когда ищут товары. Эта информация даст предпринимателю ответы на следующие вопросы:
- часто ли люди ищут определённые товары в интернете;
- в каких регионах и городах запросов больше всего;
- есть ли период, в течение которого количество запросов растёт.
Люди чаще интересуются мужскими кедами, чем женскими
Данные позволяют понять, какие товары будут продаваться лучше других, в каких регионах стоит развивать доставку. Кроме того, информация пригодится на этапе создания текстов для объявлений: если указать ключевые слова для запросов на маркетплейсах, карточка товара начнёт чаще появляться в поиске.
Внутренние возможности маркетплейсов
У каждой площадки для онлайн-торговли есть внутренняя система аналитики, которая позволяет следить за спросом, объёмом продаж, конкурентами и другими показателями. Например, продавцы на Яндекс Маркете могут использовать аналитику следующим образом.
Следить за продажами. На главной странице личного кабинета есть удобный отчёт с основной информацией: динамикой продаж, выручкой, количеством заказов.
Обновлять ассортимент. Интерес покупателей к товарам нестабилен. Благодаря отчёту «Поисковые запросы» можно вовремя увидеть изменения и отреагировать на них. Например, добавить новые товары и вывести те, что реже продаются.
Оценивать эффективность размещения товаров. Не все товары из каталога хорошо продаются. Отчёт «Аналитика продаж» позволяет понять, почему мало продаж и что с этим делать. Например, люди могут не видеть товара в поиске или позиции сложно конкурировать с аналогичными — из-за высоких цен или других факторов.
График показывает динамику продаж за период
Находить точки роста в категории. На маркетплейсах высокая конкуренция, поэтому важно не отставать от лидеров и постоянно улучшать позиции магазина. В этом поможет отчёт «Конкурентная позиция». Он покажет место в рейтинге на основе объёма заказов и оборота.
Понимать, что влияет на продажи. Допустим, магазин увеличил сроки доставки, убрал часть товаров из ассортимента или остановил продвижение. Отчёт «Факторы продаж» покажет, какие действия больше всего влияют на активность покупателей.
В личном кабинете продавца на Яндекс Маркете есть и другие отчёты, которые дадут подробную аналитику. Данные можно изучать в интерфейсе маркетплейса или выгрузить.
Рекламу в Директе легко настроить самому
С Мастером кампаний — создавайте и редактируйте объявления, планируйте бюджет и привлекайте клиентов
Продвигать бизнес
Внешние сервисы аналитики
Если внутренняя статистика продаж маркетплейсов не даёт полной картины для комплексного анализа, поможет внешняя — её можно получить через дополнительные сервисы. Программа может предоставить расширенную аналитику, например:
- данные об объёмах заказов у других продавцов;
- сведения о растущих нишах и перспективных направлениях;
- предпочтения клиентов в разных категориях товаров.
Чтобы провести аудит через внешние сервисы, достаточно зарегистрироваться и выбрать тариф. Бесплатные сервисы для бизнеса без регистрации — редкость, но некоторые расширения предлагают пробный период. Пока он длится, предприниматель может изучить отчёты и познакомиться с основными функциями.
Если работаете на Яндекс Маркете, стоит присмотреться к следующим сервисам:
MPSTATS. Собирает и комбинирует статистику по всем товарным категориям. Например, основной отчёт показывает, какие товары скоро закончатся, у каких низкий рейтинг или маржинальность.
Начинающим продавцам сервис поможет проанализировать рынок и ниши, в которых планируется работа. А также покажет товары, с которыми лучше всего начинать торговлю.
Кроме того, предприниматель может понять, как работают другие селлеры: сколько у них продаж, какие цены и выручка. Это помогает найти точки роста для бизнеса и улучшить показатели.
Moneyplace. Составляет отчёты в удобной форме, чтобы селлер сразу видел, какие товары хорошо продаются относительно других.
Встроенные инструменты на основе нейросетей позволяют находить ниши, в которых ещё не так много конкурентов и есть возможности для роста. Плагин поможет спрогнозировать объём продаж и выбрать подходящий товар.
Что делать после анализа
Аналитика позволяет сформировать массив данных и использовать их для целей бизнеса, например:
- выполнить мониторинг конкурентов и выявить свою уникальность;
- проверить спрос на товар перед закупкой: узнать, какой популярен, а какой почти не интересует клиентов;
- определить, какие позиции быстро разбирают, а какие долго лежат на складе;
- сравнить свои цены с другими магазинами и понять, правильно ли сформирована стоимость.
Также аудит поможет понять, нуждается ли товар в продвижении с помощью возможностей маркетплейса или стоит использовать дополнительные сервисы, например Яндекс Директ.
Как Яндекс Директ поможет продвинуть товары на маркетплейсах
Яндекс Директ — это сервис, который помогает запускать рекламу в интернете. Инструментами Директа могут пользоваться предприниматели, у которых в команде нет маркетолога, за счёт режимов с упрощёнными настройками и подсказками. Благодаря продвижению товары увидят пользователи сервисов Яндекса и более чем 50 000 площадок Рекламной сети. К ним относятся сайты, а также приложения для смартфонов и Smart TV.
Рекламу можно запустить через два режима:
- Простой старт — помогает предпринимателям без опыта. Чтобы начать продвижение, достаточно указать ссылку на профиль на маркетплейсе. Алгоритмы подберут аудиторию, которая вероятнее всего заинтересуется товарами, а нейросети помогут составить креативы для объявлений.
- Мастер кампаний — позволяет запустить рекламу предпринимателям, которые готовы разбираться в настройках. В этом режиме больше параметров для ручной замены, при этом пользователи получают подсказки на каждом шаге. С оформлением объявлений также помогут нейросети.
После настройки останется указать бюджет на продвижение — его рекомендуют алгоритмы Директа на основе затрат конкурентов. Отчёты в личном кабинете Яндекс Директа покажут, как часто люди видели объявления и кликали на них.
Выводы
- Аудит помогает предпринимателям принимать важные бизнес-решения на основе цифр. Это позволяет снизить потенциальные убытки в будущем.
- Продавец товаров на маркетплейсе может анализировать свою нишу и тренды в ней, спрос и складские остатки, а также конкурентов и объём их продаж.
- Для аналитики можно использовать внутренние отчёты маркетплейсов. Например, Яндекс Маркет даёт полную картину о продажах, эффективности размещения, конкурентах и других показателях.
- Если аналитики маркетплейсов недостаточно, можно подключить внешние сервисы: они дают доступ к большему объёму данных.
- Если аудит покажет, что товары нужно продвигать, поможет Яндекс Директ. Благодаря режимам Простой старт и Мастер кампаний рекламу могут запускать даже предприниматели без опыта и маркетолога в команде.
Рекламу в Директе легко настроить самому
С Мастером кампаний — создавайте и редактируйте объявления, планируйте бюджет и привлекайте клиентов
Продвигать бизнес