25 марта, 2025

Как проанализировать продажи товаров на маркетплейсах

Яндекс Маркет, Ozon, Wildberries и другие маркетплейсы — полезные каналы продаж для бизнеса. Благодаря им начинающие предприниматели могут ускорить выход на рынок, а опытные — привлечь дополнительных клиентов. Но чтобы торговля приносила прибыль, нужно использовать аналитику. Расскажем, какие показатели важно оценивать, а также разберём инструменты, которые помогут провести анализ рынка.

Зачем бизнесу аналитика

Не опираться на цифры во время принятия решений рискованно. Например, можно выйти на рынок с неходовым товаром и зря потратить деньги на закупку. Или сделать скидки, из-за которых товар будет продаваться дешевле себестоимости, что приведёт к убыткам.

Аналитика продаж на маркетплейсах помогает избежать подобных ошибок или сгладить их последствия. Вот что полезно регулярно оценивать на всех этапах развития бизнеса:

  • Сфера. Новичкам стоит собрать базовую информацию, например какой товар пользуется спросом, какие бренды и компании популярнее других. Опытным — регулярно проверять свои знания и учиться новому.
  • Тренды. Некоторые товары могут стать популярнее других на фоне разных событий. Например, выстреливает новый сериал или фильм, и фанаты начинают скупать одежду, похожую на ту, что носили главные герои. Если вовремя реагировать на тенденцию, больше шансов заработать, пока тренд не подхватили другие продавцы.
  • Сезонность. Некоторые товары регулярно становятся популярнее других. Осенью люди покупают канцтовары, зимой — ёлочные игрушки, летом — купальники. Чтобы сгладить сезонные колебания, можно работать на опережение. Например, привлекать внимание клиентов к товарам за пару месяцев до начала сезона.
  • Спрос. Важно постоянно анализировать ассортимент и отслеживать, какие позиции покупают чаще, а какие — реже. Эти данные помогут стабилизировать товарооборот и предотвратить ситуацию, когда товар просто лежит на складе и не продаётся.
  • Конкуренты. Отслеживание цен и анализ других продавцов помогают увидеть сильные и слабые стороны бизнеса, найти его уникальные особенности и привлекать больше клиентов.
  • Остатки на складе. Аналитика может предотвратить ситуацию, когда спрос высокий, а товар закончился. Это, в свою очередь, помогает избежать недовольства клиентов. Кроме того, если предприниматель регулярно проверяет остатки на складах, он лучше понимает спрос на товары.

Помимо этого, важно анализировать выручку, средний чек и общий объём продаж. Показатели стоит оценивать за период — от недели до года. Если заниматься аналитикой регулярно, будет легко отследить динамику и принять решение.

Какие инструменты помогут с анализом

Разберёмся, каких инструментов будет достаточно предпринимателю, и сделаем короткий обзор сервисов.

Яндекс Вордстат

Яндекс Вордстат покажет, какие запросы люди пишут в Поиск, когда ищут товары. Эта информация даст предпринимателю ответы на следующие вопросы:

  • часто ли люди ищут определённые товары в интернете;
  • в каких регионах и городах запросов больше всего;
  • есть ли период, в течение которого количество запросов растёт.
Топы запросов в Яндекс Вордстате

Люди чаще интересуются мужскими кедами, чем женскими

1/3

Данные позволяют понять, какие товары будут продаваться лучше других, в каких регионах стоит развивать доставку. Кроме того, информация пригодится на этапе создания текстов для объявлений: если указать ключевые слова для запросов на маркетплейсах, карточка товара начнёт чаще появляться в поиске.

Рассказали подробнее, как бизнесу работать с Яндекс Вордстатом

Внутренние возможности маркетплейсов

У каждой площадки для онлайн-торговли есть внутренняя система аналитики, которая позволяет следить за спросом, объёмом продаж, конкурентами и другими показателями. Например, продавцы на Яндекс Маркете могут использовать аналитику следующим образом.

Следить за продажами. На главной странице личного кабинета есть удобный отчёт с основной информацией: динамикой продаж, выручкой, количеством заказов.

Отчёт Сводка
Базовая информация полезна для работы на маркетплейсах

Обновлять ассортимент. Интерес покупателей к товарам нестабилен. Благодаря отчёту «Поисковые запросы» можно вовремя увидеть изменения и отреагировать на них. Например, добавить новые товары и вывести те, что реже продаются.

Отчёт Поисковые запросы
График позволяет наглядно оценить динамику спроса

Оценивать эффективность размещения товаров. Не все товары из каталога хорошо продаются. Отчёт «Аналитика продаж» позволяет понять, почему мало продаж и что с этим делать. Например, люди могут не видеть товара в поиске или позиции сложно конкурировать с аналогичными — из-за высоких цен или других факторов.

Отчёт Аналитика продаж

График показывает динамику продаж за период

1/3

Находить точки роста в категории. На маркетплейсах высокая конкуренция, поэтому важно не отставать от лидеров и постоянно улучшать позиции магазина. В этом поможет отчёт «Конкурентная позиция». Он покажет место в рейтинге на основе объёма заказов и оборота.

Отчёт Конкурентная позиция
Так выглядит отчёт: у разных категорий продавцов свой цвет

Понимать, что влияет на продажи. Допустим, магазин увеличил сроки доставки, убрал часть товаров из ассортимента или остановил продвижение. Отчёт «Факторы продаж» покажет, какие действия больше всего влияют на активность покупателей.

Отчёт Факторы продаж
Любые изменения в работе магазина могут отразиться в графике

В личном кабинете продавца на Яндекс Маркете есть и другие отчёты, которые дадут подробную аналитику. Данные можно изучать в интерфейсе маркетплейса или выгрузить.

Подробнее о каждом из отчётов рассказали в Справке

Рекламу в Директе легко настроить самому

С Мастером кампаний — создавайте и редактируйте объявления, планируйте бюджет и привлекайте клиентов

Рекламу в Директе легко настроить самому

Внешние сервисы аналитики

Если внутренняя статистика продаж маркетплейсов не даёт полной картины для комплексного анализа, поможет внешняя — её можно получить через дополнительные сервисы. Программа может предоставить расширенную аналитику, например:

  • данные об объёмах заказов у других продавцов;
  • сведения о растущих нишах и перспективных направлениях;
  • предпочтения клиентов в разных категориях товаров.

Чтобы провести аудит через внешние сервисы, достаточно зарегистрироваться и выбрать тариф. Бесплатные сервисы для бизнеса без регистрации — редкость, но некоторые расширения предлагают пробный период. Пока он длится, предприниматель может изучить отчёты и познакомиться с основными функциями.

Если работаете на Яндекс Маркете, стоит присмотреться к следующим сервисам:

MPSTATS. Собирает и комбинирует статистику по всем товарным категориям. Например, основной отчёт показывает, какие товары скоро закончатся, у каких низкий рейтинг или маржинальность.

Интерфейс MPSTATS
Товарные показатели можно настроить, как удобно предпринимателю

Начинающим продавцам сервис поможет проанализировать рынок и ниши, в которых планируется работа. А также покажет товары, с которыми лучше всего начинать торговлю.

Отчёт из MPSTATS
Пример отчёта по товару

Кроме того, предприниматель может понять, как работают другие селлеры: сколько у них продаж, какие цены и выручка. Это помогает найти точки роста для бизнеса и улучшить показатели.

Moneyplace. Составляет отчёты в удобной форме, чтобы селлер сразу видел, какие товары хорошо продаются относительно других.

Интерфейс Moneyplace
Пример базового отчёта

Встроенные инструменты на основе нейросетей позволяют находить ниши, в которых ещё не так много конкурентов и есть возможности для роста. Плагин поможет спрогнозировать объём продаж и выбрать подходящий товар.

Автопоиск ниш для бизнеса
Так выглядит автопоиск ниш и оценка от сервиса

Что делать после анализа

Аналитика позволяет сформировать массив данных и использовать их для целей бизнеса, например:

  • выполнить мониторинг конкурентов и выявить свою уникальность;
  • проверить спрос на товар перед закупкой: узнать, какой популярен, а какой почти не интересует клиентов;
  • определить, какие позиции быстро разбирают, а какие долго лежат на складе;
  • сравнить свои цены с другими магазинами и понять, правильно ли сформирована стоимость.

Также аудит поможет понять, нуждается ли товар в продвижении с помощью возможностей маркетплейса или стоит использовать дополнительные сервисы, например Яндекс Директ.

Как Яндекс Директ поможет продвинуть товары на маркетплейсах

Яндекс Директ — это сервис, который помогает запускать рекламу в интернете. Инструментами Директа могут пользоваться предприниматели, у которых в команде нет маркетолога, за счёт режимов с упрощёнными настройками и подсказками. Благодаря продвижению товары увидят пользователи сервисов Яндекса и более чем 50 000 площадок Рекламной сети. К ним относятся сайты, а также приложения для смартфонов и Smart TV.

Рекламу можно запустить через два режима:

  • Простой старт — помогает предпринимателям без опыта. Чтобы начать продвижение, достаточно указать ссылку на профиль на маркетплейсе. Алгоритмы подберут аудиторию, которая вероятнее всего заинтересуется товарами, а нейросети помогут составить креативы для объявлений.
  • Мастер кампаний — позволяет запустить рекламу предпринимателям, которые готовы разбираться в настройках. В этом режиме больше параметров для ручной замены, при этом пользователи получают подсказки на каждом шаге. С оформлением объявлений также помогут нейросети.
 Выбор режима для настройки рекламы
Выбрать режим можно на главной странице личного кабинета

После настройки останется указать бюджет на продвижение — его рекомендуют алгоритмы Директа на основе затрат конкурентов. Отчёты в личном кабинете Яндекс Директа покажут, как часто люди видели объявления и кликали на них.

Статистика продвижения
Так может выглядеть отчёт о продвижении

Выводы

  • Аудит помогает предпринимателям принимать важные бизнес-решения на основе цифр. Это позволяет снизить потенциальные убытки в будущем.
  • Продавец товаров на маркетплейсе может анализировать свою нишу и тренды в ней, спрос и складские остатки, а также конкурентов и объём их продаж.
  • Для аналитики можно использовать внутренние отчёты маркетплейсов. Например, Яндекс Маркет даёт полную картину о продажах, эффективности размещения, конкурентах и других показателях.
  • Если аналитики маркетплейсов недостаточно, можно подключить внешние сервисы: они дают доступ к большему объёму данных.
  • Если аудит покажет, что товары нужно продвигать, поможет Яндекс Директ. Благодаря режимам Простой старт и Мастер кампаний рекламу могут запускать даже предприниматели без опыта и маркетолога в команде.

Рекламу в Директе легко настроить самому

С Мастером кампаний — создавайте и редактируйте объявления, планируйте бюджет и привлекайте клиентов

Рекламу в Директе легко настроить самому

Дополнительные материалы

Рекламные площадки для бизнеса в 2025 году

Как продавать товары повседневного спроса (FMCG) с помощью контекстной рекламы

Как разместить свои товары в поиске Яндекса

Как малому бизнесу попасть на маркетплейс

Что такое Яндекс Wordstat и как им пользоваться

Что такое ecommerce простыми словами

Полезные материалы
SideBannerImage

Привлекайте 
новых клиентов с Мастером кампаний

  • Привлекать клиентов

    Информационные услуги оказываются ООО «Яндекс» и не являются образовательными