31 июля, 2024

Что такое маркетинг и зачем он бизнесу

Компании используют разные методы и инструменты, чтобы представить свою продукцию или услуги, заинтересовать потенциальных покупателей и убедить их сделать покупку. Маркетинг — это набор приёмов и стратегий, которые помогают предпринимателям привлекать и удерживать клиентов. Рассказываем простыми словами, что это за инструменты и как ими пользоваться.

Чем маркетинг полезен бизнесу: цели и задачи

Дословное определение маркетинга в переводе с английского — «рыночная деятельность». Главная цель маркетинга для бизнеса — показать продукцию заинтересованным в ней людям и продать её.

Хотя все отдельные задачи маркетинга работают на общую цель, они бывают разными.

Увеличить доход. Маркетинговые приёмы нужны, чтобы привлечь целевую аудиторию и заработать больше: повысить средний чек, вывести на рынок новый продукт или запустить программу лояльности для постоянных клиентов.

В кафе можно сделать специальное предложение — в течение месяца продавать вместе с кофе пирожные со скидкой 20%. Это поможет увеличить средний чек. А если десерты понравятся людям, они будут чаще их заказывать и после того, как акция закончится.

Выделиться среди конкурентов. Чтобы люди чаще выбирали вас, необязательно иметь уникальный продукт или самые низкие цены. Выделиться можно за счёт качественного сервиса, приятной атмосферы в заведении или удобного расположения.

Клиенты любят заведения, которые превосходят ожидания. Например, в салоне красоты можно предлагать гостям в зоне ожидания кофе с зефирками.

Улучшить продукт или услугу. Компании собирают отзывы клиентов и сравнивают предложения конкурентов, чтобы найти новые идеи, как повысить качество сервиса и продукта. Анализ обратной связи — это тоже инструмент маркетинга.

Допустим, магазин цветов часто получает жалобы, что курьеры опаздывают. В этом случае можно посмотреть на конкурентов, которых хвалят за быструю доставку, и проанализировать, как они решили эту проблему. Например, принимают заказы только из определённых районов или пользуются услугами сторонней службы.

Привлечь новых покупателей. Рекламу и контент-маркетинг используют, чтобы рассказать о себе аудитории.

Например, студия маникюра только открылась и ещё не собрала базу постоянных гостей. Чтобы познакомить людей с брендом, в рекламных объявлениях и постах в соцсетях можно предложить скидку на первый визит.

Повышать лояльность аудитории. Ответы на вопросы покупателей в соцсетях или карточках товаров на маркетплейсах — это ещё один инструмент, который используют маркетологи. Он помогает узнать о проблемах с качеством, отработать возражения и получить больше лояльных клиентов.

Чтобы общаться с клиентами, необязательно нанимать SMM-специалиста и вести аккаунты в соцсетях. Люди делятся своими впечатлениями на разных площадках, например в Яндекс Картах.

Какие виды маркетинга существуют

Маркетинг состоит из множества пунктов, но их строгой классификации нет. В зависимости от задачи его делят на виды по нескольким параметрам.

По характеру спроса

Конверсионный. Используют, чтобы скорректировать отношение аудитории, если у компании сложился негативный имидж или на рынке есть более популярный аналог продукта.

Развивающий. Помогает предугадать спрос и создать под него продукт. Маркетологи изучают потребности людей в товарах или услугах, которых пока нет на рынке, и разрабатывают новинку.

Стимулирующий. Применяется в случае низкого спроса. Основная цель этого вида — повысить интерес потребителей к продукту. Для этого используются различные инструменты: акции, скидки, специальные предложения.

Ремаркетинг. Используется, чтобы привлечь внимание к уже известным товарам или услугам, которые потеряли популярность среди потребителей.

Демаркетинг. Применяется, когда спрос превышает предложение и нужно понизить интерес покупателей к продукту.

Поддерживающий. Если есть стабильный спрос, этот вид помогает поддержать существующий уровень. Для этого улучшают качество продукции, расширяют ассортимент, проводят рекламные кампании, работают с обратной связью.

По месту применения

Офлайн-маркетинг. Традиционный вид, который использует такие каналы коммуникации, как телевидение, радио, печатные издания, наружная реклама, спонсорство и партнёрство. Каждый из этих каналов имеет свои особенности и подходит для разных целей и аудиторий. Например, выставки помогают установить контакт с потенциальными партнёрами и клиентами. А личные продажи полезны для закрытия сделок.

Интернет-маркетинг. Это современный и эффективный способ продвигать товары и услуги в онлайн-пространстве. Эта сфера включает в себя создание и оптимизацию веб-сайтов, использование социальных сетей для повышения узнаваемости бренда и взаимодействия с аудиторией, проведение электронной рассылки для удержания и привлечения клиентов, а также размещение рекламы на различных онлайн-площадках.

Чтобы привлечь больше покупателей, новый магазин одежды может создать сайт и продавать часть заказов онлайн. Или использовать социальные сети, чтобы рассказывать о магазине и привлекать подписчиков. А с помощью электронной почты можно присылать существующим клиентам информацию об акциях и скидках. Привести на страницы компании новую аудиторию поможет контекстная реклама и таргетинг. Все эти действия — интернет-маркетинг.

По типу потребителя

B2C (Business-to-Consumer) — ориентирован на конечного потребителя. Это самый распространённый вид продвижения, который используется компаниями для продажи своих продуктов физическим лицам.

B2B (Business-to-Business) — направлен на бизнес-клиентов. О таком типе говорят, когда потребитель продукта — другая компания.

B2G (Business-to-Government) — ориентирован на государственные организации. При таком типе взаимодействия покупателями выступают государственные учреждения.

Несколько вопросов — и реклама готова

Попробуйте Простой старт — новый формат для рекламодателей без опыта

 Несколько вопросов — и реклама готова

Какие есть инструменты маркетинга

Маркетинг занимается решением множества задач бизнеса. Например, увеличивает продажи, стимулирует спрос, привлекает новых клиентов, повышает лояльность покупателей, формирует репутацию бренда и анализирует эффективность рекламы. Поэтому составляющие маркетинга довольно разные. Рассмотрим основные инструменты.

Исследование рынка

Сбор и анализ информации о рынке и потребителях помогает предпринимателям понять свою целевую аудиторию. Прежде чем открывать кафе, полезно изучить рынок. Это поможет узнать, какие рестораны уже существуют в выбранной локации, какую кухню они предлагают, какие цены они установили. Исследование покажет, какие ниши свободны, а какие переполнены, и подскажет, будет ли пользоваться спросом премиум-ресторан или лучше открыть закусочную.

Анализ бывает разным. Можно заказать у специалистов маркетинговое исследование рынка. Другой способ — провести опрос. Для этого подходят онлайн-анкеты. Например, составить формы для сбора обратной связи через Яндекс Взгляд.

Ценовая политика

С помощью цен компания контролирует прибыль и спрос на продукт. Выбор ценовой стратегии зависит от целевой аудитории, конкурентной среды и характеристик товара или услуги.

Стоимость можно установить ниже рыночной и этим массово привлекать посетителей. Или, наоборот, поставить цену выше, чем у конкурентов, и работать на меньшую, но более лояльную аудиторию, которая будет готова доплатить за высокое качество или лучший сервис.

Офлайн-реклама

В этом виде рекламы используют традиционные каналы коммуникации вне интернета. Это может быть печатная реклама, а также ролики на ТВ, радио, вывески и билборды на улицах.

Например, чтобы привлечь посетителей в небольшое кафе, можно разместить публикацию в местной прессе, раздавать листовки с информацией об акции для новых клиентов на улице и повесить несколько баннеров неподалёку от локации.

SEO

Это оптимизация площадки под требования поисковых систем. Пользователь ищет в интернете нужную информацию, а поисковые роботы по определённым алгоритмам выбирают наиболее релевантные страницы и показывают их в виде списка. При этом роботы учитывают множество факторов: ключевые слова в запросе, качество контента на площадке, как быстро грузится сайт, насколько удобно им пользоваться и т. д.

Поисковая выдача о рекламе автосервиса
Поисковые роботы вывели в выдачу статью, в заголовке которой есть ключевые слова из запроса

Результаты работы над SEO видны не сразу, иногда нужно несколько месяцев, чтобы материалы вышли в топ. Учитывайте это, когда будете планировать работу.

Этот метод считают условно бесплатным: за клики платить не нужно, но потребуется привлечь SEO⁠-⁠специалиста в штат, обратиться в агентство или заключить договор с фрилансером.

SMM

Social Media Marketing — это продвижение в социальных сетях за счёт публикации интересных и полезных для людей постов. С помощью соцсетей привлекают новую аудиторию, рассказывают об услугах, увеличивают количество переходов на сайт и управляют репутацией бренда.

Пост в соцсетях Яндекс Путешествий
Если в соцсетях компании много активных и довольных пользователей, это повышает доверие к бренду

Контент-маркетинг

Это способ продвижения бренда с помощью полезного или развлекательного контента. Для него используют статьи, рассылки, видео- и аудиоматериалы.

Преимущество этого инструмента в том, что он работает на всех этапах воронки продаж: с его помощью можно познакомить людей с продуктом или увеличить количество повторных заказов. Но результаты такого способа могут быть заметны только через несколько месяцев. Подробнее рассказали в статье.

Контент в Блоге Яндекса
Статьи в Блоге Яндекса знакомят с новостями и продуктами компании

Контекстная реклама

Это рекламные объявления, которые показываются пользователю на основе его поискового запроса. Если в поиске человек ввёл «курсы по программированию», то позже в его объявлениях появятся похожие предложения.

Запустить рекламную кампанию в Яндекс Директе можно самостоятельно через Мастер кампаний. Это инструмент, который работает без сложных настроек. При этом сервис помогает подобрать ключевые слова и подсказывает, какие параметры объявления нужно выбрать, чтобы оно сработало. С помощью Мастера кампаний можно рекламировать и сайты, и мобильные приложения.

Объявления в поисковой выдаче с пометкой «реклама».
Объявления на страницах поисковой выдачи — это и есть контекстная реклама

Таргетированная реклама

Таргетированная реклама — это один из видов рекламы в социальных сетях. В отличие от контекстной, она зависит не от поискового запроса пользователя, а от его характеристик: пола, возраста, геолокации, интересов, устройства, с которого он заходит в интернет.

Когда рекламодатель настраивает кампанию, то указывает параметры потенциальных клиентов. А потом людям, которые соответствуют этим характеристикам, показываются рекламные баннеры в соцсетях.

Email-маркетинг

Это почтовые рассылки с полезными материалами, новостями компании, анонсами акций и скидок, специальными предложениями, подборками товаров или дайджестами статей из блога.

Согласно Федеральному закону «О персональных данных», направлять рассылки можно только людям, которые сами оставили вам контакты и согласились получать письма.

Аналитика

С помощью систем аналитики можно оценить эффективность других инструментов маркетинга. Для этого на сайт устанавливают счётчик системы аналитики, например Яндекс Метрики.

Чтобы получить больше данных, в публикации добавляют UTM⁠-⁠метки. Например, это помогает увидеть, какая рекламная площадка приносит больше заказов.

График в Яндекс Метрике, который показывает источники визитов.
По UTM-меткам можно увидеть, из какого канала приходит наибольший трафик

Измерить эффективность офлайн-рекламы сложнее, но вполне реально. Например, на листовках можно разместить QR-код, чтобы людям было удобнее переходить по ссылке с UTM-метками.

Что такое маркетинговая стратегия и для чего она нужна

Если использовать инструменты маркетинга без плана, есть риск, что они сработают неэффективно. В бизнесе стратегия помогает понять, какие инструменты и каналы продвижения помогут достичь целей. Чтобы разработать стратегию, нужно:

1. Изучить рынок. Проанализировать спрос на вашу продукцию, а также объём рынка. То есть рассчитать примерное количество продукта, которое могут купить потребители.

2. Проанализировать конкурентов, изучить их площадки, рекламные кампании, каналы, через которые они взаимодействуют с потенциальными клиентами. Это поможет определиться с позиционированием и выделить свой продукт среди остальных. Как анализировать конкурентов в интернете, рассказали в этом уроке.

3. Определить целевую аудиторию — людей, которые с наибольшей вероятностью приобретут ваш товар или воспользуются услугой. От этого будет зависеть, как позиционировать продукт и какой метод продвижения выбирать.

4. Оценить возможности и риски. Для этого проводят SWOT-анализ. Он помогает выделить слабые и сильные стороны бизнеса, оценить возможности, которые помогут продать продукт, и угрозы, которые осложняют достижение целей.

5. Сформировать позиционирование. Когда определитесь с аудиторией и объёмами продаж, необходимо сформулировать основную идею или сообщение, которое вы хотели бы передать людям. Позиционирование нужно, чтобы подчеркнуть сильные стороны продукта и сформировать положительный образ бренда у аудитории.

6. Выбрать каналы продвижения, которые помогут привлечь целевую аудиторию. Если ваши потенциальные клиенты — автомобилисты, которые много времени проводят в дороге, возможно, стоит использовать рекламу на радио, билбордах и в геосервисах, например Яндекс Картах. Добавьте компанию в Яндекс Бизнес — и она появится в Картах.

7. Составить медиаплан. Это документ, в котором зафиксированы все рекламные каналы, информация о рекламном бюджете, график выхода объявлений, прогноз результатов.

Как оценить эффективность маркетинговых активностей

В маркетинге можно измерить буквально всё: от рентабельности вложений до степени удовлетворённости клиентов. Какие показатели анализировать — зависит от конкретных задач. Рассчитать эффективность и получить точные результаты реально для большинства кампаний. Однако в каждой сфере существуют свои нюансы.

Вот несколько ключевых метрик для оценки эффективности.

CTR — процентное соотношение количества кликов по объявлению к его показам. Один из основных показателей, который помогает оценить, насколько качественным получилось объявление.

CTR = Количество кликов ÷ Количество показов × 100%

CPC — показатель того, сколько стоит клик по объявлению. Чем выше значение CPC, тем дешевле обходится клик пользователя.

CPC = Расходы на рекламу ÷ Количество кликов

ROI — процент окупаемости бюджета, вложенного в продвижение. Можно подсчитать прибыль, которую принесли потраченные на рекламу деньги.

ROI = (Доход − Затраты) ÷ Затраты × 100%

Полезные статьи для тех, кто только осваивает маркетинг

Собрали самые полезные материалы, с которыми вам будет проще погрузиться в сферу продвижения продукта.

➡️ Чтобы разобраться в метриках и терминах, которые используют маркетологи, загляните в статью — в ней мы кратко перечислили основные.

➡️ Краткая инструкция по работе с Яндекс Метрикой. В ней мы объясняем, что это за инструмент, чем он полезен бизнесу, и по шагам показываем, как установить Метрику на сайт.

➡️ Шаблон готового маркетингового плана, с которым даже новичок сможет спланировать рекламную активность своей компании.

Выводы

  • Маркетинг для бизнеса используют, чтобы увеличить доход, выделиться среди конкурентов, улучшить продукт, повысить лояльность аудитории и привлечь новых клиентов.
  • Существует множество видов маркетинга. Их можно классифицировать по характеру спроса, месту применения и типу потребителя.
  • У маркетинга есть собственные инструменты: от исследований рынка и особой ценовой политики до рекламы в интернете.
  • Если использовать инструменты маркетинга без плана, они могут быть менее эффективны. Чтобы понять, какие инструменты и каналы продвижения помогут достичь целей, нужно разработать стратегию.
  • С помощью метрик можно отследить, эффективны ли вложения в маркетинг. Например, замерять CTR, CPC и ROI.

Простой старт сам настроит вашу рекламу в Директе

Попробуйте Простой старт — новый формат для рекламодателей без опыта

 Простой старт сам настроит вашу рекламу в Директе

Дополнительные материалы:

Кто есть кто в интернет-маркетинге: обзор профессий

Целевая аудитория: что это и как её определить

Как привлечь клиентов с помощью контент-маркетинга

Рекламный словарь: 46 терминов, которые помогут лучше понимать маркетологов

Что такое реклама в интернете и какая она бывает

Что такое юнит-экономика и как её рассчитать

Полезные материалы
SideBannerImage

Так просто ещё не было

  • Привлекать клиентов

    Информационные услуги оказываются ООО «Яндекс» и не являются образовательными