29 июля, 2024

Как правильно составить пользовательское соглашение для сайта

Рассказываем, для чего составлять соглашение и какие разделы в нём должны быть.

Пользовательское соглашение — это документ, который устанавливает правила использования сайта. Его размещают на интернет-ресурсе, чтобы любой пользователь мог получить к нему доступ. В статье раскроем определение пользовательского соглашения и расскажем, какие пункты в него обычно включают.

Что такое пользовательское соглашение и с какой целью его составляют

Пользовательское соглашение — это договор, который заключается между владельцем и пользователем сайта, приложения или программного обеспечения. Оно содержит условия доступа к ресурсу, а также устанавливает ответственность за несоблюдение этих условий.

Соглашение обычно составляют в электронной форме и размещают в подвале сайта или приложения, то есть в самом низу страницы или интерфейса. Документ может прочитать каждый посетитель.

С юридической точки зрения пользовательское соглашение считается публичной офертой. Чтобы её принять, не нужно заключать договор привычным способом — в двухстороннем порядке и с подписями. Достаточно выполнить одно или несколько действий на сайте — например, создать учётную запись и поставить галочку около фразы «Принимаю все условия». Такое действие называется «акцепт» — оно подтверждает, что пользователь принял оферту.

Иногда согласие с условиями начинает действовать, как только пользователь открывает страницу интернет-ресурса. В таком случае может появиться предупреждение, что нахождение на сайте означает принятие всех пунктов договора.

Форма обратной связи интернет-магазина

Форма обратной связи интернет-магазина

На скриншоте представлен пример формы обратной связи. Перед тем как подписаться на рассылку интернет-магазина, пользователю нужно принять пользовательское соглашение

Владельцы сайтов и мобильных приложений размещают пользовательское соглашение на своих ресурсах в нескольких целях.

Защитить авторские права. Соглашение помогает запретить или ограничить копирование уникальных материалов ресурса: статей, изображений, видеороликов. Например, часто компании, которые ведут блоги и публикуют исследования, просят указать ссылку на источник при упоминании их результатов на других площадках.

Рассказать пользователям о веб-сайте или приложении. В соглашении посетители могут подробнее узнать о функциях, возможностях и правилах ресурса. Например, в пользовательском соглашении сервисов Яндекса сказано, что самостоятельно регистрироваться в Яндекс ID могут только граждане, которым исполнилось 14 лет. В противном случае нужно получить согласие родителей или законных представителей.

Ограничить свою ответственность. В пользовательском соглашении можно прописать, что посетитель сам отвечает за свои действия перед третьими лицами. При этом ресурс не принимает на себя никакой ответственности. Например, если один посетитель разместил на сайте материалы, которые нарушают права другого пользователя, наказать за это его владельца будет невозможно.

Разъяснить цель сбора персональных данных. Владелец интернет-ресурса должен брать согласие на обработку персональных данных у пользователей. Он несёт ответственность за работу с личными сведениями, поэтому обязан предупредить, какую информацию собирает и для чего.

Обеспечить безопасность пользователей. Например, во многих соглашениях можно найти пункт о запрете распространения вредоносных программ.

Если подытожить, пользовательское соглашение составляют владельцы площадок, на которых предлагают товары или услуги, собирают персональную информацию, а также размещают уникальный контент и предоставляют к нему доступ.

Анализируйте посещаемость сайта и поведение пользователей на нём с помощью Яндекс Метрики. Сервис поможет понять, куда кликают посетители, какие страницы просматривают чаще, откуда приходят и в какой момент покидают сайт. О том, как подключить сервис, читайте в статье.

Из каких пунктов состоит соглашение

Закон не выдвигает требований к содержанию документа. Другими словами, единой формы, по которой нужно составлять пользовательское соглашение, нет. Каждая компания ориентируется на специфику своей сферы деятельности и самостоятельно принимает решение, какие вопросы в нём отразить. Но, как правило, соглашение включает следующие разделы.

Общие положения. Обычно здесь упоминаются наименования сторон договора и указание на публичную оферту. Владельцу сайта нужно отразить своё полное название и правовой статус, например ООО «Ромашка» или ИП Иванов Иван Иванович.

Также в разделе перечисляют определения, которые встречаются в тексте документа. Самые частые понятия — «сайт», «владелец сайта», «контент» и «пользователь».

Если термин упоминается только один раз и он широко известен, можно его не раскрывать. Чтобы определить, следует ли добавить очередное определение, задайте себе вопрос, насколько часто пользователи встречаются с ним в жизни. Например, необязательно раскрывать понятие «интернет», ведь большинству людей оно знакомо.

Общие положения в пользовательском соглашении

Общие положения в пользовательском соглашении

Пример раздела «Общие положения»

Предмет соглашения. Суть документа, которая отражает, о чём договариваются стороны. Нужно прописать, что именно регулирует договор — например, предоставление доступа к сайту.

Также в разделе обозначают порядок акцепта — важно, чтобы он был понятен пользователю. Например, можно сказать, что публичная оферта считается принятой после регистрации на сайте.

Предмет соглашения в пользовательском соглашении

Предмет соглашения в пользовательском соглашении

Пример раздела «Предмет соглашения»

Права и обязанности. Пункт можно разделить на две части — для владельца площадки и пользователя. Например, владелец обязан предоставить возможность пользоваться ресурсом, а посетитель — соблюдать все условия договора.

Права и обязанности в пользовательском соглашении

Права и обязанности в пользовательском соглашении

Пример раздела «Права и обязанности администратора»

Правила использования сайта или приложения. В этом пункте нужно раскрыть, как следует работать с интернет-ресурсом — например, разъяснить процедуру регистрации.

Регистрация пользователя в пользовательском соглашении

Регистрация пользователя в пользовательском соглашении

Пример раздела «Регистрация пользователя»

Ответственность сторон. Установите, за что отвечает каждая сторона, а за что — нет. Например, за любые виды убытков, которые могли произойти при работе с ресурсом. Внимательно подойдите к описанию этого раздела, поскольку при возможных спорах на него будут обращать особое внимание в суде. Часто этот пункт заменяют положениями об ограничении своей ответственности.

Ограничение ответственности администратора в соглашении

Ограничение ответственности администратора в соглашении

Пример раздела «Ограничение ответственности администратора»

Порядок разрешения споров. Опишите, в каком порядке будут регулироваться возможные претензии. Например, можно уточнить, что все вопросы владелец сайта рассматривает только в письменном виде. Если вы не хотите прописывать особый претензионный порядок, можно указать, что споры разрешаются в соответствии с требованиями законодательства.

Порядок разрешения споров в пользовательском соглашении

Порядок разрешения споров в пользовательском соглашении

Пример раздела «Порядок разрешения споров и урегулирования претензий»

Цели сбора и обработки персональных данных. Объясните, зачем вы собираете и обрабатываете персональную информацию. Обычно это делают, чтобы информировать потенциальных клиентов о текущих мероприятиях и акциях — например, отправлять смс-рассылки.

Согласие на обработку персональных данных

Согласие на обработку персональных данных

Пример раздела о персональных данных

Прочие условия. Другие аспекты, которые не были упомянуты выше, такие как срок действия оферты или порядок внесения изменений.

Где скачать пример пользовательского соглашения

Чтобы получить образец пользовательского соглашения для сайта, скачайте файл с Диска. Важно помнить, что договор строго не регламентируется и может включать в себя разные разделы. Это зависит от особенностей сайта или мобильного приложения. Например:

  • Если ваш продукт предназначен для людей старше 18 лет, об этом нужно упомянуть.
  • Если вы создаёте соглашение для интернет-магазина, добавьте пункт об условиях оплаты, порядке расчёта, а также нюансах возврата или замены товара. Также всё это можно прописать в отдельном договоре оказания услуг, а в оферте оставить на него ссылку.
  • Если вы владелец сайта-агрегатора, например отзовика, предупредите о своём статусе посредника.

Чтобы соглашение полностью отвечало вашим интересам, рекомендуем составлять его с помощью специалиста. Так вы получите договор, который поможет отстоять вашу позицию в суде.

Обязательно ли размещать соглашение

В российском законодательстве нет требований к наличию пользовательского соглашения, поэтому оно не входит в список необходимых документов для сайта. Договор считается необязательным, а его отсутствие не грозит компании штрафными санкциями.

Однако такое соглашение обладает юридической силой, и его признают все судебные инстанции. Оно может помочь отстоять интересы владельца сайта — например, избежать неприятностей, если кто-то из пользователей разместит на нём противозаконную информацию.

Что нужно запомнить о пользовательском соглашении

  • Пользовательское соглашение — это договор, который помогает установить правила использования интернет-ресурса.
  • Соглашение является публичной офертой. Чтобы её принять, необходим акцепт — например, создать учётную запись.
  • Договор выполняет ряд целей: защищает авторские права, рассказывает о ресурсе, ограничивает ответственность и обеспечивает безопасность посетителей.
  • Единой формы такой оферты нет. Каждая компания сама решает, что стоит в неё включить.
  • Договор не входит в перечень обязательных документов для ресурса. Однако его признают все судебные инстанции, поэтому он может помочь отстоять интересы в возможных спорах.

Яндекс Директ — сервис для простого привлечения клиентов в интернете

Дополнительные материалы:

Как составить политику обработки персональных данных для сайта в 2024 году

Рекламный словарь: 46 терминов, которые помогут лучше понимать маркетологов

Информационные услуги оказываются ООО «Яндекс» и не являются образовательными