Чтобы продать продукт, нужно сначала заинтересовать потенциальных покупателей и выйти с ними на первый контакт. В этом помогает процесс лидогенерации. Разберёмся, как его организовать.
Что такое лид и лидогенерация
Лид — это пользователь, который заинтересовался конкретным товаром или услугой и выполнил целевое действие. Например, оформил заявку, заказал звонок от менеджера или указал контакты в форме обратной связи.
Отличие между понятиями «лид» и «целевая аудитория» — степень готовности к покупке:
- Целевая аудитория — это люди, которые заинтересованы в продукте, но они пока не изъявили желание его купить. С такими пользователями можно взаимодействовать только косвенно — например, отображать рекламу в поисковой выдаче, когда человек вводит запрос.
- Лиды уже показали свою заинтересованность, поэтому с ними можно связаться напрямую.
Понятие отличается в продажах и маркетинге:
📍 В продажах. Это человек, который уже общался с компанией. Лиды в продажах — пользователи, которые оставили свои контакты, заказали обратный звонок, написали или позвонили менеджеру. Такие люди обычно уже готовы купить. Чтобы довести их до продажи, менеджеры снимают оставшиеся возражения.
📍 В рекламе и маркетинге. Это те, у кого произошло первое касание с товаром. Например, человек увидел контекстную рекламу, перешёл на лендинг, посмотрел его, а затем оставил контактные данные, чтобы получить бесплатный гайд на интересную ему тему. В данном случае потенциальный покупатель ещё не общался с продавцом. Тогда маркетологи подталкивают его к целевому действию с помощью рассылок, напоминаний или ретаргетинга.
Лидогенерация — это привлечение лидов. Задача — собрать контакты и заинтересовать потенциальных клиентов с помощью различных инструментов. Например, пользователи оставят контакты в обмен на полезные гайды (лид-магниты) или отправят данные в форме обратной связи, чтобы узнать подробнее о продукте. Лидогенерацией в компании часто занимаются маркетологи или отдел продаж.
Кому нужна лидогенерация
Генерация лидов нужна как онлайн-, так и офлайн-бизнесу. Отличаются только инструменты, которые используют в каждом формате.
Если компания продаёт услуги или товары онлайн, она чаще всего собирает контакты пользователей через формы заявок на сайте. С такими людьми проще взаимодействовать маркетологу или менеджеру по продажам. Эти пользователи уже готовы идти на контакт, а значит, их легче подвести к покупке.
В бизнесе, который работает офлайн, используют другие методы лидогенерации. Например, появился новый бренд, который производит шоколад с необычными вкусами. Чтобы привлечь покупателей, компания проводит дегустацию продукта в торговых точках, где он продаётся. Если человеку понравится шоколад, он, скорее всего, запомнит торговую марку и может сразу купить продукт.
В обеих ситуациях будет применяться лидген — инструмент привлечения лидов, но в каждом случае он будет отличаться. Конкретные способы зависят от ниши, особенностей бизнеса и продукта, а также источников, откуда идёт трафик. Например, на офлайн-мероприятиях можно разместить QR-коды, которые ведут на сайт компании, попросить посетителей заполнить анкету, чтобы получить подарок, или раздавать бесплатные образцы товаров.
Какими бывают лиды
В маркетинге лидов разделяют на несколько видов в зависимости от их качества и уровня заинтересованности в продукте.
📍По качеству:
- Целевые. Пользователи, которые заинтересовались продуктом. Они выполнили целевое действие намеренно.
- Нецелевые. Этим людям неинтересен продукт — целевое действие было выполнено случайно. Их контакты могли по ошибке попасть в систему, либо человек оставил данные давно и уже забыл об этом. Например, потенциальный клиент оставлял заявку на сайте и неправильно записал свой номер — ошибся на одну цифру. Когда менеджер позвонит по этому телефону, то попадёт на другого человека, которому неинтересен продукт. Это и будет нецелевой лид.
📍По заинтересованности:
- Холодные. Пользователи ещё не знакомы с продуктом и не осознают своей потребности в нём. Простыми словами, эти люди не готовы сделать покупку прямо сейчас — они находятся только в начале воронки продаж. Чтобы перевести их на следующий этап, нужно несколько касаний. Если такие клиенты несколько раз увидят рекламу компании или пообщаются с менеджером, то могут перейти в разряд тёплых.
- Тёплые. Люди, которые ещё не купили продукт, но уже знакомы с компанией и идут на контакт. В эту категорию входят те, кто, например, подписался на рассылку, приобрёл демоверсию, оставил заявку на бесплатную консультацию. Их можно подтолкнуть к покупке с помощью email-рассылок, сообщений в мессенджерах и чат-ботах с выгодными предложениями, контекстной рекламы с настройками ретаргетинга.
- Горячие, или квалифицированные. Потенциальные покупатели, которые готовы к сделке. Они уже решились на покупку — их интересует, как оформить заказ, произвести оплату и другие детали. К этой группе относят пользователей, которые положили товары в корзину в интернет-магазине или ввели данные для оформления заказа. Главная задача менеджера или маркетолога — не дать клиенту передумать или засомневаться. Для этого нужно заранее продумать несколько способов заказа, оплаты и доставки. Они не должны вызывать сложности у клиента, а сам процесс — занимать много времени.
Какие бывают способы привлечения лидов
Чтобы превратить лидов в клиентов, необходимо сначала их привлечь. Для этого используют различные инструменты — лидогенераторы. Их выбирают в зависимости от ниши, особенностей аудитории и бизнеса. Обычно маркетологи тестируют сразу несколько способов, а затем направляют усилия на самые эффективные. Рассмотрим некоторые из них.
📍Контекстная реклама. Инструмент помогает бизнесу:
- Познакомить аудиторию с продуктом или компанией
- Подтолкнуть к покупке тех, чьи вопросы может решить данный товар или услуга
- Повысить узнаваемость бренда и лояльность клиентов
- Увеличить продажи конкретного продукта из ассортимента магазина
Сначала нужно продумать креатив, а также настроить кампанию с учётом особенностей бизнеса и целевой аудитории. Сделать это можно через специальные сервисы — например, Яндекс Директ.
Директ предлагает несколько вариантов запуска рекламных кампаний в зависимости от вашей цели. Здесь подробнее рассказали, как использовать все возможности Директа. Научиться настраивать такую рекламу самостоятельно можно на бесплатных курсах.
Для лидогенерации подходят следующие форматы.
📍 Поисковая реклама. Это объявления, которые выходят в первых строчках поисковой выдачи по конкретному запросу от пользователей. Такая реклама помогает собирать тёплые и горячие лиды, у которых уже сформировалась потребность в продукте или услуге.
📍 Объявления в Рекламной сети Яндекса (РСЯ). Это текстово-графическая реклама, которая отображается на сайтах партнёров Яндекса. Директ анализирует поведение пользователя в Сети, его запросы в поисковике, площадки, которые он посещал, — на основе этой информации сервис подбирает объявления, которые могли бы заинтересовать человека.
📍 Контент-маркетинг. Через экспертные и полезные материалы в блоге на сайте можно улучшить имидж компании, познакомить пользователей с продуктом и привести лидов. Например, вставляйте ссылку на форму заявки в статью, дайте возможность оставлять обратную связь, в конце добавьте призыв к действию.
Ещё один способ привлечь клиентов — организовывать бесплатные эфиры и вебинары и давать на них информацию по интересующим аудиторию вопросам. Так вы соберёте контакты людей, которых может заинтересовать ваш товар или услуга. Во время онлайн-встречи удобно рассказать о компании и предложить участникам промокоды, бонусы или скидки на покупку.
📍 SEO-оптимизация. Используйте инструменты SEO-оптимизации, чтобы сделать сайт удобнее для пользователей. Эти действия помогут улучшить видимость в поисковых системах. SEO-оптимизация позволяет определить ключевые слова, по которым люди смогут вас найти, а также улучшить техническую составляющую сайта — например, скорость загрузки страниц, адаптацию под мобильные устройства. В совокупности с другими факторами это помогает сайту выше показываться в поисковой выдаче и улучшает пользовательский опыт посетителей страницы.
📍 Реклама в сообществах и у блогеров. Чтобы привлекать лидов из социальных сетей, закупите рекламу в сообществах, каналах или у блогеров, на которых подписана ваша целевая аудитория. Если это, например, Telegram, нужно будет договориться с администратором о цене и размещении. Другой вариант — пойти более простым путём и запустить рекламу в Telegram через Директ, инструкция в статье.
📍 Таргетинг в социальных сетях. Это объявления, которые видят пользователи в соцсетях. В рекламном кабинете вы настраиваете параметры целевой аудитории, создаёте объявление и запускаете рекламную кампанию.
Какие инструменты помогают собирать лидов
📍 Лид-форма. Это блок сайта, где пользователь вводит контактные данные, чтобы оставить заявку. Например, человек хочет узнать, сколько стоит аренда банкетного зала для его мероприятия. Он оставляет контакты, а затем менеджер связывается с ним и узнаёт детали ивента для расчёта цены. Здесь же сотрудник компании консультирует клиента по условиям бронирования, преимуществам зала и может сразу принять заявку на бронь.
📍 Чат-боты. Они рассказывают о продукте, отвечают на вопросы пользователей, а также могут записать контакты и передать их менеджеру. Инструмент помогает настроить автоворонку — превратить холодного лида в горячего без участия сотрудника.
📍 Виджеты. Они дают посетителям сайта возможность задать вопрос или связаться с менеджерами наиболее удобным для них способом. Например, виртуальный консультант в онлайн-чате направит человека на нужную страницу и поможет заполнить заявку. Если же пользователю удобнее общаться в мессенджере, он нажимает на нужную иконку и автоматически оказывается в диалоге с чат-ботом или специалистом.
📍 Квиз. Это небольшой онлайн-опрос или викторина на сайте, которые подталкивают посетителя оставить свои контакты. Например, можно предложить человеку пройти тест, чтобы помочь выбрать товар на сайте. Ещё один вариант квиза — расчёт стоимости услуги для конкретной ситуации.
📍 Лид-магниты. Лид-магнит — это бесплатный материал, который предлагает компания в обмен на контакты пользователя. Лидогенератор может быть в виде гайда, чек-листа, шаблона, подборки и так далее.
Как обрабатывать лидов и превращать их в клиентов
Привлечение лидов не принесёт желаемых результатов, если не знать, как работать с ними дальше. После того как вы собрали контакты, начинается обработка заявок:
- Определите квалификацию. На этом этапе нужно проанализировать, кто откликнулся на предложение, какие товары или услуги заинтересовали лида и насколько рентабельно с ним работать. Например, несколько человек увидели рекламу, перешли на сайт и оставили контакты в обмен на лид-магнит, но сам продукт их пока не интересует, — это холодные лиды. Другие же провели много времени на площадке, просматривали страницу, а затем заказали расчёт стоимости предложения конкретно для себя. Это уже тёплые лиды. Чтобы привести вторую группу к покупке, понадобится меньше времени, количества касания и ресурсов, чем для первой.
- Переведите холодные лиды в тёплые. Чтобы «прогреть» аудиторию, которая пока не задумывается о покупке, но оставила контакты для связи, нужно разработать для неё соответствующее предложение. Например, дать индивидуальную скидку или бонусы за покупку в течение ограниченного времени. Также можно разработать полезный контент, который человек будет получать с рассылкой и постепенно «прогреваться». Если же пользователь зашёл на сайт, но ничего не купил, можно запустить ретаргетинг через Яндекс Директ.
- Помогите покупателю оформить заказ. К этому этапу появляется квалифицированный лид, который готов купить. Задача менеджера — сделать оформление покупки максимально комфортным.
Как оценить стоимость привлечения лида и его качество
Чтобы оценить эффективность лидогенерации, нужно посчитать стоимость привлечения одного лида. Важно проверить, чтобы вложенные средства окупались. Для оценки используют метрику CPL — цена за лида, которая рассчитывается по формуле:
Например, компания потратила на запуск контекстной рекламы 100 000 рублей. С объявления перешли и оставили заявку 250 человек. Значит, стоимость будет считаться так: 100 000 ÷ 250 = 400 рублей.
Оптимальная цена зависит от отрасли и ниши. При анализе эффективности учитывайте и другие показатели: о них можно прочитать в этой статье.
Собрать такую аналитику помогает Метрика. Для этого установите счётчик Яндекс Метрики на сайт и свяжите его с Директом. Сервисы собирают информацию по расходам для каждого объявления, а также по количеству людей, которые совершили целевое действие — кликнули по рекламе, оставили данные и так далее.
Советы по привлечению лидов
Чтобы сделать лидогенерацию эффективнее и снизить стоимость одного лида, воспользуйтесь следующими рекомендациями:
- Создавайте релевантные объявления. Чтобы с рекламы приходили целевые лиды, она должна отражать то, что интересует аудиторию и что она получит при переходе на сайт. Для этого анализируйте, какие запросы вводят пользователи, что их привлекает или тревожит. Например, сделать это можно с помощью Вебмастера. В подразделе Вебмастера «Рекомендованные запросы» вы можете посмотреть, какие запросы могут приносить больше трафика на сайт. Используйте эту информацию для создания креатива.
- Продумайте юзабилити сайта. Проверьте, какой путь проходит посетитель веб-ресурса. Он должен легко найти всю интересующую его информацию, товар или услугу, а также форму заявки. Если на сайте будет слишком много навязчивых уведомлений, сложная и непонятная структура, то есть риск, что человек уйдёт с него без целевого действия.
- Используйте ретаргетинг. Даже если пользователь не оставил заявку на сайте в первый раз, инструменты ретаргетинга помогут его вернуть. Для этого достаточно настроить рекламную кампанию на ту аудиторию, которая уже посещала вашу площадку. Ретаргетинг подходит и для работы с постоянными клиентами — такие объявления могут подтолкнуть их на повторную покупку.
- Разработайте скрипты для менеджеров. Чтобы эффективно обработать заявку, важна оперативность ответа специалиста и правильно построенный диалог. Заранее продумайте и составьте скрипты для менеджеров. Чтобы сотрудники ориентировались в нём, рекомендуем предварительно обучить команду пользоваться этим инструментом. Когда вы запустите скрипты в работу, отслеживайте их эффективность и при необходимости редактируйте.
Выводы
- Лид — это пользователь, который заинтересовался продуктом и выполнил целевое действие. Лидогенерация — привлечение лидов.
- По качеству лиды бывают целевыми и нецелевыми. По степени заинтересованности они делятся на холодные, тёплые и горячие, или квалифицированные.
- Привлекать лидов можно с помощью запуска рекламных кампаний, контент-маркетинга, SEO-продвижения, лид-форм, чат-ботов и лид-магнитов.
- Нужно определить квалификацию лида, разработать подходящее предложение, чтобы «прогреть» пользователя, а затем помочь ему оформить покупку.
- CPL — это показатель, который помогает оценить эффективность лидогенерации. Собрать такую аналитику можно через Яндекс Метрику.
- Чтобы снизить стоимость лида, создавайте объявления, которые релевантны запросам целевой аудитории, продумайте юзабилити сайта и используйте ретаргетинг.