Какие особенности есть у продвижения в сфере металлов
Продажа металлов, металлопроката и конструкций оптом во многом отличается от других направлений. Вот что стоит учесть при выборе маркетинговой стратегии:
- Долгий период сделки. В отличие от сегмента B2C (бизнес для клиента), в B2B (бизнес для бизнеса) не бывает импульсивных покупок. Компании принимают решение в несколько этапов: сравнивают предложения, проводят согласование внутри с командой, утверждают каждую строчку заказа. Это может занять недели или месяцы. Упростить процесс поможет правильно выстроенная воронка продаж.
- Важность репутации поставщика. Рынок металла и металлоконструкций достаточно консервативный. Многие компании предпочитают работать с товарами от надёжных и известных заводов. Поэтому советуем сотрудничать только с проверенными поставщиками, которым доверяют клиенты.
- Широкая целевая аудитория. В зависимости от особенностей вашего бизнеса клиентами могут быть гиганты строительной индустрии или небольшие компании. И у всех будут свои требования к качеству металла, ассортименту и условиям сотрудничества. Поэтому подход и каналы продвижения для разных потенциальных покупателей различаются.
- Зависимость цен от биржи. На стоимость металлов влияют курс рубля и геополитическая обстановка. Поэтому перед закупкой металлопродукции важно учитывать тренды на рынке, биржевые котировки и проверять прогнозы на спрос того или иного вида металла.
- Сезонность. Этот фактор не всегда влияет на поведение бизнеса. Например, крупные застройщики или производители часто закупают материалы вне зависимости от времени года. Однако всплеск спроса может появиться, например, когда утвердили проект инфраструктурного объекта. В этом случае можно привлекать клиентов с помощью расширенного ассортимента — компаниям выгодно покупать всё в одном месте.
Все эти факторы важно учитывать перед запуском рекламных кампаний и при выборе каналов для продвижения. Подробнее о привлечении клиентов расскажем ниже.
Как определить целевую аудиторию при продаже металлов и металлических конструкций оптом
Есть несколько ключевых сегментов в нише, у каждого из них свои особенности.
Строительные компании. Основные заказчики металлоконструкций, которые они используют, например, для постройки частных или коммерческих сооружений.
Один из самых удобных способов найти потенциальных покупателей в строительной сфере — узнать, какие большие стройки планируются в будущем. Допустим, жилищный комплекс, завод или предприятие. Вы быстро увидите, каким компаниям скоро понадобятся строительные материалы из металла, и сможете сосредоточиться на конкретной группе клиентов. Например, показывать больше объявлений со стальной арматурой в контекстной рекламе.
Производственные компании. Металл используют фирмы, которые изготавливают товары для дома. А также производители кровельных материалов, металлических дверей, мебели или труб.
Посредники. Это могут быть металлобаза, строительный рынок или дистрибьюторы. Такие клиенты делают крупные заказы, а потом перепродают товары в рознице или через мелкий опт.
Определить своего потенциального клиента среди каждого сегмента помогут несколько способов:
- Оцените размер бизнеса. К примеру, крупным строительным компаниям часто требуются большие партии металлоконструкций для многоквартирных зданий или складов. А маленькие или частные фирмы реализуют небольшие проекты, например строят гаражи, устанавливают калитки или навесы во дворах. Поэтому они ищут наиболее доступные решения по цене и простоте логистики.
- Узнайте, какой тип металла требуется. Важно убедиться, что вы предлагаете товар нужной целевой аудитории. Допустим, производителю кабеля часто требуется медь, а компании по изготовлению дверей — стальные листы.
- Проверьте состояние бизнеса потенциального партнёра. Например, объёмы продаж, спрос среди покупателей, количество торговых точек, список поставщиков.
Какие потребности и болевые точки есть у оптовых покупателей
Чтобы продвижение работало эффективно, предложение продавца должно решать задачи целевой аудитории. Вот основные моменты, на которые обращают внимание клиенты:
- Стоимость товаров. Один из главных критериев. Покупка металла оптом требует больших расходов, поэтому клиенты часто сравнивают несколько вариантов и ищут наиболее выгодные условия.
- Качество и характеристики материала. Например, производителям кабельной продукции необходимо, чтобы медь или алюминий были высокого качества и готовые изделия соответствовали ГОСТу.
- Сроки поставки. Если компания занимается строительством, то бизнес может пострадать из-за сорванных сроков или долгой доставки нужного товара. Поэтому в рекламе полезно подчёркивать быструю отгрузку заказа или гарантию на соблюдение сроков.
- Логистика. Металлы и металлоконструкции — это тяжёлый и крупногабаритный груз, поэтому его доставку необходимо тщательно планировать и рассчитать время, чтобы всё приехало в срок. А также учитывать расходы на перевозку. Например, стоимость металлов в регионе может быть ниже, чем в Москве. Но столичным компаниям зачастую выгоднее делать заказы у местных поставщиков, чем тратиться на дорогостоящую логистику из другого города.
- Ассортимент. Некоторые компании предпочитают сотрудничать только с теми поставщиками, у которых можно сразу купить всё, что нужно. Так им не приходится тратить время на поиски в интернете, чтобы собрать заказ по частям у разных продавцов.
- Репутация бренда. На рынке металлов многие компании выбирают партнёров по советам коллег или отзывам в интернете. Чтобы укрепить доверие к своему бизнесу, выкладывайте положительную обратную связь и успешные кейсы на сайте.
При выборе продавца одни компании могут учитывать все эти факторы, а другие — лишь несколько. Для застройщиков важны быстрая доставка и сертификаты качества, а производителей мебели — большой выбор листового металла. Поэтому стратегия по продвижению для разных клиентов будет различаться. Так, если у вас не очень широкий ассортимент, сделайте акцент на индивидуальном подходе — например, что можете изготавливать металлоконструкции на заказ за короткие сроки.
Какое поведение и предпочтения отличают B2B-клиентов
Для B2B характерны сложные продажи с долгим циклом сделки. Поэтому обеим сторонам — продавцу и покупателю — выгодно работать вместе как можно дольше. Первому не придётся тратить время на поиски и проверку поставщика для каждого нового заказа, а второй получает лояльного клиента на конкурентном рынке.
Чтобы наладить контакт с покупателем и сохранить партнёрство, важно учитывать его пожелания и по возможности проявлять гибкость. Вот на что клиент может обратить внимание:
- Уровень сервиса. Для компании-покупателя важно получить нужную позицию максимально быстро и просто. Большой плюс, если менеджер оперативно обрабатывает заявки и даёт подробную консультацию. Например, по правильному выбору металла или логистике.
- Возможность сделать заказ автоматически. Многим компаниям легче покупать прямо в интернет-магазине — без обращения к менеджерам. Допустим, металлический лист или плетёную сетку для теплиц. Упростить процесс заказа поможет удобный личный кабинет. Например, чтобы клиент мог посмотреть список прошлых покупок и быстро повторить заказ без дополнительного поиска по каталогу или ввода контактных данных. А ещё вы можете добавить на сайт онлайн-калькулятор — так посетитель заранее рассчитает стоимость конструкций.
- Широкий список услуг. Чтобы сэкономить время и ресурсы, компаниям-покупателям проще работать с поставщиками, которые закрывают большинство задач. Например, не только продают, но и дополнительно обрабатывают, красят или разрезают металл по запросу. Плюсом будет и организация доставки со стороны продавца.
- Наличие бонусов для постоянных клиентов. Как правило, оптовики практикуют достаточно гибкий подход к ценообразованию и условиям оплаты для лояльных покупателей. Например, разрешают купить товар в рассрочку или по сниженной цене.
Какие есть инструменты для привлечения клиентов
Вот основные способы продвижения, которые можно использовать при оптовых продажах металла:
Поисковое продвижение (SEO). Это работа над сайтом, чтобы вывести его как можно выше в поисковой выдаче. Когда человек ищет товары в поиске браузера, например «лист горячекатаный 5 мм цена», алгоритмы находят подходящие страницы и показывают их списком. В оптовых продажах сайт — один из важных инструментов. И чем чаще он будет попадать в топ результатов выдачи, тем больше людей перейдут по ссылке и познакомятся с брендом.
Помимо наличия ключевых слов и фраз, поисковые системы оценивают сайт по нескольким параметрам. Вот на что ещё нужно ориентироваться, когда работаете над ресурсом:
- Удобный каталог. Добавьте фильтрацию по производителям, размерам, типам и категориям товаров. Допустим, заказчику нужны металлические листы для профлиста. Он заходит в раздел «Листовой металлопрокат» и сразу видит весь доступный ассортимент — от рифлёного материала до стали в рулонах. А ещё стоимость продукта за метр, тонну или килограмм.
- Простая навигация. Так клиент сможет быстро найти условия доставки, информацию о компании или форму для заказа. Обязательно добавьте на страницу строку с поиском по сайту.
- Высокая скорость загрузки. Даже заинтересованные клиенты могут уйти с сайта, если страницы или изображения загружаются с задержкой. Поэтому используйте надёжный хостинг с достаточной мощностью, чтобы все разделы открывались сразу после клика. Идеальная скорость — 3 секунды, но и показатели до 7 секунд также считают хорошими.
Иногда сайты дольше грузятся из-за обилия визуального контента. В этом случае можно перенести длинные видео на отдельный видеохостинг или сжать изображения. Главное, чтобы не пострадало качество картинки.
Чтобы узнать больше про SEO-продвижение, читайте, как улучшить позиции сайта в Поиске.
Контекстная реклама. Это реклама, которая показывается пользователям в зависимости от их запросов в поисковиках. В отличие от покупателей в рознице с коротким циклом принятия решений, контекстная реклама для оптовых заказчиков может привести к сделке лишь спустя несколько месяцев. Поэтому при настройке кампании стоит учитывать сроки и не рассчитывать на слишком быстрый результат.
Однако контекстная реклама может стать эффективным инструментом, чтобы познакомить потенциальных клиентов с брендом или напомнить о себе. Сотрудники компаний часто ищут необходимые материалы, металлические конструкции и комплектующие в интернете. Продвижение будет работать так: человек набирает в поиске «купить уголки из нержавейки оптом», видит несколько подходящих сайтов и кликает по одному из них. А после видит объявления с рекламой уголков на других площадках или в соцсетях.
Для запуска рекламы подойдёт Яндекс Директ. Чтобы быстро создать несколько объявлений для разных товаров или под отдельные страницы каталога, используйте режим Мастер кампаний. Алгоритмы Директа сами найдут вашу целевую аудиторию и дадут подсказки для настройки рекламы. Например, предложат несколько вариантов текста и изображений для публикаций. А затем покажут их в Поиске, Картах и Рекламной сети Яндекса (РСЯ).
Несколько советов, чтобы объявления показывались только релевантной целевой аудитории:
- Настройте геотаргетинг. Для покупок оптом клиенту важно найти самую выгодную и удобную логистику. Например, небольшая компания, скорее всего, не станет организовать доставку из другого города, поэтому не стоит тратить на неё рекламный бюджет.
- Укажите минус-слова. Это слова и фразы, по которым блокируют показ рекламы. Например, если вы специализируетесь на оптовой продаже конструкций, в минус-фразы можно добавить «купить металлоконструкция розница».
- Напишите чёткое и подробное описание товара. А также преимущества работы именно с вашим бизнесом. Например, про наличие собственных машин, которые могут быстро доставить небольшие партии.
* Интерфейс сервиса может отличаться от изображения
Email-маркетинг. Продвижение через почтовую рассылку. В письмах рассказывают об акциях, снижении цен, добавляют кейсы с примерами работ. А также делятся полезными материалами, например о выборе металла. Это помогает привлекать новых заказчиков, а ещё напоминать о себе уже существующим клиентам.
Продвижение на профильных площадках. Клиенты в B2B часто ищут нужные товары и бренды на тематических маркетплейсах или порталах, которые ориентированы на оптовые продажи. Поэтому многие компании размещают свои каталоги или выставляют предложения на доске объявлений.
Контент-маркетинг. Многие компании ведут экспертные блоги и пишут статьи в профильные издания, чтобы рассказать о продукте с долгим циклом принятия решений. С помощью контента можно обосновать стоимость и подсветить преимущества товаров. Другими словами, подтолкнуть клиента к сделке. В контексте металлов контент-маркетинг подходит для продвижения нестандартных продуктов и решений. Например, нетипичных конструкций или новых методов окрашивания.
Маркетинг в социальных сетях (SMM). Как правило, продвижение через страницы или аккаунты в соцсетях используют, чтобы охватить более широкую аудиторию. Но в B2B с небольшим списком потенциальных клиентов увеличить продажи через SMM довольно сложно. Однако этот способ может сработать для других целей. Например, повысить узнаваемость бренда, показать экспертность через посты с кейсами или рассказать об акциях и новинках в ассортименте.
SMM-маркетинг может быть эффективным в связке с другими инструментами. Например, контекстной рекламой или продвижением на маркетплейсах.
Офлайн-мероприятия. Один из самых затратных способов продвижения. Как правило, на выставках или конференциях представляют нетиповые продукты и инновационные решения, о которых на рынке мало кто знает. Если компания занимается стандартными товарами, например арматурой или трубами, участие в таких мероприятиях может не окупиться.
Телемаркетинг. Простыми словами, это продажи по телефону. Операторы принимают звонки от заинтересованных компаний или сами связываются с потенциальными клиентами из базы контактов, которые пока не знают о вашем бизнесе и продуктах. Задачи могут быть разными: вызвать интерес или просто проверить, заинтересована ли компания в сотрудничестве. Также с помощью обзвона можно узнать, при каких условиях бизнес готов рассмотреть сделку.
Рекламу в Директе легко настроить самому
С Мастером кампаний — создавайте и редактируйте объявления, планируйте бюджет и привлекайте клиентов
Продвигать бизнес
Как проанализировать предложения конкурентов в опте
Чтобы выделиться, стоит регулярно анализировать рынок. Вот на что полезно обращать внимание у конкурентов:
Цены. Если покупатели выбирают один из двух идентичных товаров, то низкая цена может повлиять на их решение. Однако вы можете подсветить другие преимущества, которых нет у конкурентов. Например, рассказать о выгодной системе лояльности.
Логистические возможности. Возможно, они используют собственные машины для доставки заказов. Клиентов привлекает именно это. Если свободных средств на покупку транспорта в компании нет, можно ввести услугу по организации перевозок для покупателей.
Уровень сервиса. Оценить сервис можно с помощью тайного покупателя. Это независимый эксперт, который связывается с компанией под видом обычного клиента, а затем составляет отчёт о сильных и слабых сторонах бизнеса. Так вы увидите, какие моменты в своей клиентской поддержке можете подтянуть, а в чём уже обогнали конкурента.
Рекламу, сайт и соцсети. Посмотрите, какой креатив в публикациях используют другие компании, о чём пишут в самых популярных постах и как оформляют свои каталоги. Это поможет понять, как может выглядеть рекламная кампания для рынка металла, а ещё не повторить чужих ошибок в продвижении.
Уникальное торговое предложение (УТП). Посмотрите, на чём конкуренты делают акцент и какие преимущества подсвечивают. С помощью сравнения можно понять, как сделать ваше предложение более ценным для покупателя. Допустим, вы предлагаете несколько дополнительных услуг, а конкурент делает только резку металла. Тогда выигрышное на его фоне УТП может выглядеть так: «Делаем лазерную и плазменную резку, а также гибку металла».
Чтобы не искать конкурентов вручную, используйте специальные сервисы. Например, Яндекс Вебмастер позволяет анализировать сайты бесплатно. Он помогает:
- Находить сайты по ключевым словам. Инструмент «Подбор запросов и анализ рынка (β)» покажет самые популярные ресурсы по выбранным запросам. Например, «профильная квадратная труба оптом» или «купить и заказать гибку металлопроката». Читайте, как сделать подбор поисковых запросов.
- Изучать торговые предложения. Для этого подойдёт функция «Аналитика трафика и ассортимента (β)». Например, она позволит увидеть, какие товары оппонентов чаще ищут в Поиске. Посмотрите, как делать аналитику ассортимента с помощью Вебмастера.
Резюме
- Чтобы выбрать правильную стратегию по продвижению, в первую очередь нужно определить целевую аудиторию. Например, специфику бизнеса, его размер и требования к продукции.
- Для продвижения можно использовать разные инструменты и по необходимости сочетать их между собой. Допустим, SEO и контекстная реклама подходят практически любому бизнесу. А в контент-маркетинг и выставки стоит вкладываться крупным компаниям с нестандартными продуктами, чтобы представить их рынку.
- Запустить онлайн-продвижение в Яндекс Директе удобно через Мастер кампаний. Он подскажет, какие настройки использовать, подберёт креативы для объявлений.
- Как правило, общая болевая точка у оптовых покупателей — это цена. В остальных случаях у каждого типа клиента задачи могут быть разными. Например, крупная строительная компания или производство в первую очередь смотрят на качество и характеристики материалов, а для металлобазы этот критерий зачастую второстепенный.
- Чтобы повысить шансы на сотрудничество, предлагайте партнёрам дополнительные услуги, гибкие условия оплаты и высокий уровень обслуживания. Это поможет выделиться среди конкурентов с похожим ассортиментом.
Эксперт
Евгений Чуранов — эксперт Яндекс Рекламы, коммерческий директор агентства WebCanape
Телеграм-канал: @WebCanapeChannel
Telegram: @telegad
Запускайте рекламу в Директе и продвигайте бизнес
Поможет Мастер кампаний — алгоритмы сами оптимизируют рекламу, чтобы повысить её эффективность
Продвигать бизнес