Чем отличается маркетинг в медицине от других ниш
Чтобы разработать стратегию продвижения клиники, нужно учитывать специфику медицинского маркетинга. В частности, понимать, как пациенты выбирают клинику и какие ограничения есть у рекламодателя. Рассмотрим ключевые особенности ниши.
Медицина — геозависимый бизнес. Это значит, что для потенциальных клиентов важно месторасположение, чтобы клиника была близко к работе или дому. Поэтому компании нужно использовать инструменты продвижения, которые помогают обозначить её локацию. Например, размещение в справочниках, на сторонних сайтах, в Картах, контекстная реклама.
Репутация — один из критериев выбора клиники. Важно заботиться о репутации каждого специалиста, который у вас работает. Чтобы сформировать доверие у потенциальных клиентов, нужно добавлять подробную информацию, отзывы о сотрудниках на сайт и других площадках. Например, в медицинские онлайн-справочники.
Важно продвигать бренд. Если у вас сетевая клиника, то дополнительно нужно распределять бюджет между филиалами в зависимости от спроса. Продвигать лучше те направления и подразделения, которые уже пользуются популярностью у клиентов. Если же в филиале небольшой поток клиентов, нужно разобраться в причинах низкого спроса. Возможно, проблема в качестве услуг, сервисе, доступности расписания или неконкурентных ценах.
Расходы на медицинский маркетинг в разных направлениях различаются. Важно перераспределять бюджет в пользу тех услуг, которые приносят наибольший совокупный доход. При этом нужно смотреть не только на цену первичной консультации у специалиста, но и на дополнительные услуги, которые приобретает пациент после посещения доктора. Такие как сдача анализов, обследования.
Принимать решения о затратах лучше в зависимости от целей бизнеса. Например, у специалистов в урологии нет большой загрузки по пациентам, но клинике важно сохранить это направление. В этом случае можно перераспределить бюджет на его продвижение.
Есть дополнительные требования законодательства и рекламных площадок. Реклама медицинских услуг регламентирована законодательством РФ. Требования, которые должны соблюдать владельцы клиник, закреплены в Федеральном законе «О рекламе». Кроме того, чтобы заниматься практикой в отрасли здравоохранения, нужно пройти лицензирование и сертификацию — об этом сказано в Постановлении Правительства РФ от 01.06.2021 № 852 «О лицензировании медицинской деятельности».
Правила для объявлений есть и на самих рекламных площадках. Например, условия продвижения для медицинских услуг в Яндекс Директе можно почитать в Справке.
Какие каналы продвижения выбрать медицинским клиникам
Выбирать инструменты нужно в зависимости от направления клиники. Например, маркетинговая стратегия диагностической лаборатории будет отличаться от стоматологии или косметологического центра. При этом основные каналы, которые приводят новых клиентов, будут схожими.
Важно правильно распределить бюджет на инструменты продвижения. Это зависит от размера клиники и её направления. Если взять средние показатели, то маркетинговый бюджет можно распределить следующим образом:
- Контекстная реклама — 30%
- SEO — 20%
- PR и формирование репутации —15%
- Разработка и поддержка сайта — 20%
15% бюджета распределяют по остаточному принципу — например, на рекламу в социальных сетях, email- и пуш-коммуникации. Размещение в справочниках, в Картах и SMM — условно-бесплатные методы.
Рассмотрим подробнее, как маркетологу или владельцу бизнеса эффективно использовать инструменты продвижения для медицинских услуг.
SEO-продвижение сайта
SEO — это комплекс мер по улучшению сайта, которые помогают повысить его видимость в поисковой выдаче, а также привлечь и удержать клиентов. Посадочная страница должна быть удобна для посетителей, содержать полезную информацию и работать без технических ошибок. Вот на что нужно обратить внимание при SEO-продвижении медицинского центра:
✅ Проверьте технические характеристики сайта. Например, скорость загрузки страниц, навигацию, мобильную адаптивность и другие. Их анализируют поисковые роботы, чтобы оценить надёжность ресурса. Кроме того, технические характеристики важны и для юзабилити — удобства интерфейса для пользователей. Всё это влияет на показы сайта в выдаче. Проверить параметры посадочной страницы можно самостоятельно с помощью инструментов Вебмастера.
✅ Укажите информацию о клинике и докторах. Это поможет сформировать доверие потенциальных клиентов и подтвердит экспертность медицинского центра.
✅ Добавьте несколько способов связи. Так посетитель сможет выбрать наиболее удобный для себя вариант: заказ обратного звонка, мессенджеры, чат-боты, приложение или онлайн-запись в личном кабинете. При выборе способов связи важно оценить, какой бюджет и какие специалисты вам понадобятся для обслуживания и поддержки этих каналов.
✅ Говорите на понятном вашей аудитории языке. Когда вы создаёте материалы для сайта, подбираете ключевые слова, важно использовать лексику, которая привычна пациентам. Если используете медицинские термины, расшифруйте их для аудитории. Когда люди ищут в поисковике информацию, то редко используют полное название болезней, а чаще называют симптоматику. Например, головная боль, спазмы в животе, сыпь.
Поскольку человек не всегда может определить самостоятельно болезнь, то чаще ищет информацию по симптомам. На изображениях видно, насколько первый запрос популярнее второго
Подробнее о других параметрах, которые помогают улучшить видимость сайта в поисковой выдаче, читайте в Справке.
Контекстная реклама
Контекстная реклама — это объявления, которые отображаются у пользователей в ответ на их запросы или в зависимости от интересов.
Когда человеку нужна медицинская помощь или он хочет узнать больше о симптомах, которые его беспокоят, то он заходит в поисковик. Таким же образом потенциальные клиенты часто ищут частную клинику, куда хотят обратиться со своей проблемой. Если рекламодатель будет учитывать это при подборе ключевых фраз для объявлений, то сможет повысить шансы, что пользователи выберут именно его клинику. Поэтому контекстная реклама — один из наиболее эффективных методов продвижения для медицинских центров.
Вот несколько рекомендаций по настройке кампаний:
Обозначьте географию. Чтобы эффективнее расходовать бюджет, в параметрах рекламы укажите регионы или города, где работает клиника. Так объявление будет отображаться только у жителей этих районов — вашей целевой аудитории. Отдача от продвижения будет выше.
Настраивайте рекламу для популярных направлений. Объявления отображаются у пользователя только в том случае, если человек искал что-то похожее в интернете. Поэтому эффективнее будет продвижение подразделений и услуг, которые уже пользуются спросом.
Добавляйте ключевые слова, по которым аудитория часто ищет медицинские услуги. Это могут быть общие названия учреждений, а также отдельные направления. Например, «медцентр», «клиника», «больница», а также «УЗИ», «МРТ», «стоматология».
Также большой объём запросов формируется по специализации врача: «гинеколог», «хирург». Можно использовать географические дополнения: название города, района, ближайших станций метро, улиц, например «хирург москва». Кроме того, если у вас есть отдельные специалисты по детской медицине, это нужно отметить в ключевых словах. Пример: добавить фразу «детский хирург», «детский дерматолог» и т. д.
Можно также использовать названия симптомов для продвижения в сетях и привлечения пользователей на страницы с полезными статьями: «болит голова», «заложен нос». По таким запросам люди часто ищут статьи, которые помогут найти решение их проблемы, — если в этот момент они увидят рекламу медицинского центра, она может их заинтересовать. Узнать, какие фразы чаще всего вводят пользователи по вашей тематике, можно с помощью Яндекс Вордстата.
Выберите целевые действия. Это активность, которую вы ожидаете от посетителей. Для медицинских услуг это будет, например, отправка формы, звонок с определённой длительностью, переход в мессенджер. Так вы сможете получить более точную статистику о том, насколько эффективно работает продвижение.
Запустить контекстную рекламу в Яндекс Директе можно самостоятельно — объявления будут отображаться в Поиске, Картах и Рекламной сети Яндекса (РСЯ). Для этого есть два режима:
Простой старт. Подходит, если вы запускаете рекламу впервые или имеете небольшой опыт. Достаточно ввести информацию о бизнесе и добавить ссылку на посадочную страницу, если она есть. Далее сервис автоматически подбирает настройки для рекламной кампании и контролирует результаты продвижения.
Мастер кампаний. Выбирайте этот режим, если у вас уже есть опыт в настройке рекламы. В этом случае можно самостоятельно выбрать параметры — Мастер кампаний даст подсказки на каждом шаге.
Если у вас ещё нет посадочной страницы, запустить рекламу можно и без сайта. Для этого заполните анкету о вашем медицинском центре, и нейросеть Яндекса автоматически создаст онлайн-визитку, куда будет вести объявление.
Чтобы узнать подробнее, как работает Простой старт и Мастер кампаний, читайте, как запустить рекламу в Яндексе с сайтом и без него.
Рекламу в Директе легко настроить самому
С Мастером кампаний — создавайте и редактируйте объявления, планируйте бюджет и привлекайте клиентов
Продвигать бизнес
Продвижение в социальных сетях (SMM)
Профиль в социальных сетях помогает сформировать доверие у потенциальных клиентов и поддерживать репутацию клиники. Вот несколько рекомендаций, как использовать возможности SMM эффективнее:
✅ Говорите на языке пользователей. Врачебная терминология может отталкивать пользователей. Поэтому старайтесь рассказывать просто о сложном.
✅ Подсвечивайте частые проблемы пациентов. Пользователи социальных сетей обращают внимание на заголовки роликов и постов с вопросами, которые их волнуют. Например, как проводить профилактику в период гриппа, какие витамины и когда стоит принимать, к кому обратиться с тем или иным заболеванием.
✅ Дайте возможность специалистам общаться с аудиторией. При выборе клиники пользователи обращают внимание именно на врачей, которые там работают. Поэтому важно, чтобы общение с людьми было не только от бренда, но и от лица конкретных специалистов. Например, главврач может в видео рассказывать о медицинском центре. А доктора — проводить прямые эфиры и выступать в качестве экспертов при написании постов.
Иногда владельцы бизнеса переживают, что если начнут продвигать своих специалистов, те наберут клиентскую базу и уйдут из клиники. Чтобы такого не произошло, важно создавать комфортную среду для сотрудников, обеспечить им поток пациентов и хорошую оплату.
Онлайн-каталоги и Карты
Два главных критерия выбора медцентра для пациента — это расположение и репутация. Онлайн-каталоги, медицинские справочники показывают, где находится клиника относительно человека. Кроме того, там размещают отзывы пациенты — это помогает сформировать репутацию и доверие со стороны новых клиентов.
Первый шаг в этом направлении — добавить подробную информацию об организации в справочник. Разместите данные обо всех филиалах, услугах, специалистах, а также внесите все актуальные номера телефонов для контакта.
Ещё один сервис, который поможет указать местоположение и повысить узнаваемость клиники, — это Яндекс Карты. В нём пользователи строят маршруты и ищут организации, поэтому площадку можно использовать как бесплатный инструмент для привлечения потенциальных клиентов. Узнайте подробнее, как добавить компанию в Яндекс Карты.
Далее работайте над продвижением профиля. Вот несколько рекомендаций, как это делать:
✅ Анализируйте негативные отзывы. Они помогают выявить недостатки клиники, которые наиболее критичны для пациентов. Например, они могут касаться сервиса, оборудования, качества медицинских услуг. В этом случае нужно воспринимать их как точки роста и стараться устранить эти недостатки. Собирать отчёты по отзывам можно самостоятельно с помощью специальных сервисов или обращаться в агентства и к фрилансерам.
✅ Улучшайте видимость своей организации в Картах. Для этого создайте профиль в Яндекс Бизнесе и запустите дополнительное продвижение через Яндекс Директ. Узнать подробнее можно на вебинаре по продвижению и рекламе в Яндекс Картах. Выбирать конкретный инструмент продвижения нужно в зависимости от бюджета и возможностей бизнеса.
✅ Размещайте фотографии пациентов «до и после». Этот совет особенно актуален для эстетической медицины. Для этого нужно получить согласие клиента на фото и их публикацию в профилях компании. В таком случае важно продумать мотивацию для врачей, чтобы они запрашивали у пациентов одобрение на размещение снимков «до и после». Например, этот пункт можно добавить в KPI.
Использование инфоповодов
Чтобы привлекать новых клиентов, медицинский центр может формировать специальные предложения в праздники, для отдельных групп пациентов. Это может быть бесплатная диагностика, скидки на ДМС — добровольное медицинское страхование, комплексная программа чекапов. А затем публиковать информацию о них в социальных сетях, объявлениях или рассылке.
Вот какие инфоповоды можно использовать:
- Гендерные праздники — например, скидка на прохождение диспансеризации всем женщинам в честь Восьмого марта
- Бизнес-конференции — можно предложить льготные условия для обслуживания сотрудников организаций — участников мероприятия
- Сезонные всплески заболеваний — программы вакцинации и диагностики организма
- Международные праздники — например, в День борьбы с раком кожи предложить бесплатную консультацию у дерматолога
Как удержать клиентов на сайте и мотивировать оставить заявку: советы
Чтобы увеличить количество заявок от клиентов, недостаточно просто привлечь посетителей на сайт. На посадочной странице должна быть информация, после которой человек сможет принять решение о записи к специалисту. Чтобы добиться этого, подсветите следующие моменты:
Качество медицинских услуг и опыт врачей. Разместите на сайте сертификаты и лицензии, которые доказывают высокое качество. Например, награды, премии клиники или дипломы о повышении квалификации специалистов. Также можно подтягивать оценки об организации из Яндекс Карт или медицинских справочников.
Современные методики лечения. На сайте нужно раскрыть, чем медицинские услуги клиники отличаются от конкурентов. Постарайтесь рассказать о методиках простыми словами. Так, чтобы пациенты поняли, в чём преимущества. Дополнительно можно сослаться на статьи в СМИ или другие публикации, где упоминаются методики лечения организации.
Качественное медицинское оборудование. Продемонстрируйте на сайте, как выглядит оснащение кабинетов. Чтобы сформировать доверие у аудитории, разместите фотографии и расскажите подробнее о бренде, методе работы оборудования и его преимуществах.
Клиентский сервис. Подсветите, какие удобства в клинике есть для разных категорий пациентов. Например, для мамы с ребёнком важным может быть наличие детской комнаты и отдельных парковочных мест.
Краткие выводы
- При продвижении медицинских услуг учитывайте, что чаще всего клиенты выбирают клиники по месторасположению и репутации врачей.
- Важно продвигать не только отдельные направления, но и бренд клиники.
- Наиболее эффективные каналы продвижения для медицинских центров — SEO, контекстная реклама, SMM, размещение в онлайн-каталогах и Картах, а также использование инфоповодов.
- В SEO-продвижении важно проверить технические характеристики сайта, использовать язык аудитории для материалов и подбора ключевых слов, а также добавить сертификаты и лицензии для формирования доверия.
- Контекстную рекламу для медицинского центра можно запустить в Яндекс Директе самостоятельно через Простой старт или Мастер кампаний.
- Коммуникация в социальных сетях должна идти от лица сотрудников, а также на простом языке без сложных медицинских терминов.
- Размещение в онлайн-каталогах и Картах помогает сформировать доверие к клинике.
- Чтобы удержать клиентов на сайте и мотивировать их оставить заявку, разместите информацию на посадочной странице о квалификации врачей, качестве услуг, оборудовании и клиентском сервисе.
Эксперт
Ксения Ревзина — Digital Director VBI, эксперт Яндекс Рекламы
Телеграм-канал: @vbi_agency
Telegram: @RevzinaK
Запускайте рекламу в Директе и продвигайте бизнес
Поможет Мастер кампаний — алгоритмы сами оптимизируют рекламу, чтобы повысить её эффективность
Продвигать бизнес