16 сентября, 2024

Кто есть кто в интернет-маркетинге: обзор профессий

Рассказываем, какие задачи выполняет каждый специалист и какими навыками он должен обладать.

Инструментов продвижения в интернете становится всё больше, и бизнесу уже недостаточно одного маркетолога. Обычно требуется команда, где каждый отвечает за конкретную сферу. Рассказываем кратко, какие эксперты востребованы в интернет-маркетинге в 2024 году и какие задачи они помогают решить бизнесу.

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог разрабатывает стратегию для компании в интернете и помогает бизнесу увеличить прибыль. Освоить такие навыки можно на курсе «Способы продвижения бизнеса в интернете».

📍 Что делает

  • Проводит исследования рынка, конкурентов, целевой аудитории (ЦА). На основе этих данных маркетолог продумывает методы продвижения. Например, анализирует через Яндекс Вордстат, какие запросы вводят чаще всего по конкретной теме. Так интернет-маркетолог может построить гипотезы, какие проблемы и вопросы волнуют аудиторию.
  • Разрабатывает и корректирует стратегию. Когда у интернет-маркетолога есть представление о ЦА, её потребностях и рынке, он разрабатывает комплекс маркетинговых мероприятий. Также эксперт отслеживает их результаты. Например, он смотрит, сколько потрачено на рекламу и сколько человек, которые увидели её, оформили заказ. Если результаты не соответствуют ожиданиям, он корректирует стратегию.
  • Выбирает площадки и проверяет гипотезы. Точно знать, какие способы сработают наверняка, невозможно. Именно поэтому интернет-маркетолог сначала их тестирует. Например, он запускает несколько объявлений и анализирует показатели по каждому из них, а затем выбирает наиболее эффективное — туда перераспределяется бюджет.

📍 Какие навыки нужны

  • Уметь пользоваться сервисами онлайн-рекламы и аналитики — например, Яндекс Директом, Метрикой, Telegram Ads
  • Понимать, как трактовать показатели
  • Базово разбираться в SMM, контент-маркетинге, SEO

📍 По каким KPI оценивают

Часто то, сколько зарабатывает интернет-маркетолог, зависит от конкретных метрик. Анализируют его работу по количеству привлечённого трафика, лидам и прибыли.

Контекстолог

Другое название — специалист по контекстной рекламе. Его обязанность — настраивать рекламу, которая будет приносить трафик на онлайн-площадку. Чтобы начать путь в профессии, можно освоить бесплатный курс «Директ для предпринимателей».

📍 Что делает

  • Изучает продукт и ЦА. Аналитика помогает ему создавать креативы, которые привлекают внимание и ведут человека на лендинг.
  • Формирует семантику. Подбирает ключевые фразы, которые относятся к продукту, а затем сопоставляет их с запросами ЦА из поисковиков. Полученную семантику контекстолог использует, чтобы объявление отображалось у пользователей, которых может заинтересовать продукт или услуга.
  • Настраивает и запускает кампании. Например, для этого он может использовать Яндекс Директ. Часто такой специалист носит ещё одно название — директолог.
  • Анализирует эффективность. После запуска контекстолог отслеживает метрики кампании: сколько посетителей пришло, сколько из них оформили заказ или заявку. В зависимости от результата корректирует объявления, его настройки и перераспределяет бюджет.

📍 Какие навыки нужны

  • Уметь запускать рекламу — например, через Директ
  • Разбираться в метриках
  • Владеть инструментами для сбора аналитики — например, Метрикой

📍 По каким KPI оценивают

Один из показателей эффективности — количество полученных заявок. Учитываются те лиды, которые пришли именно с объявления. Также смотрят расход рекламного бюджета.

Зарплата экспертов варьируется в зависимости от конкретных обязанностей. Среднюю стоимость услуг специалистов по запуску контекста можно узнать в базе Яндекса. Например, за запуск и ведение кампании контекстолог берёт от 20 000 до 90 000 рублей.

SEO-специалист

SEO-специалист улучшает сайт, чтобы он соответствовал требованиям поисковых систем и был максимально удобен. Определяет подходящую структуру для веб-ресурса, наполнение его страниц, собирает семантическое ядро и анализирует техническую часть. Простыми словами, его цель — сделать сайт удобным и понятным, чтобы увеличивать конверсию и лояльность пользователей.

📍 Что делает

  • Проводит аудит текущего сайта. Эксперт анализирует техническую и контентную составляющие веб-ресурса, проверяет соответствие требованиям поисковиков, а также юзабилити. На основе этих данных он разрабатывает рекомендации по SEO-оптимизации.
  • Прогнозирует трафик из поисковых систем. Составляет прогноз, сколько пользователей придут из органической выдачи на веб-ресурс.
  • Составляет семантическое ядро. Подбирает поисковые запросы, по которым пользователи могут находить страницы в поисковых системах.
  • Разрабатывает структуру. Определяет иерархию разделов и страницы, которые в них должны быть.
  • Работает над контентом. Составляет техническое задание для копирайтеров.
  • Оптимизирует техническую часть. Например, проверяет корректность ответа страницы и файла robot.txt, отсутствие дублей.

📍 Какие навыки нужны

  • Понимать, как работают поисковые системы и критерии ранжирования в выдаче
  • Формировать релевантную семантику
  • Собирать информацию о трафике на площадке — например, с помощью Метрики
  • Проводить анализ поисковых запросов, ЦА и аудит — делать это можно через Вебмастер. Здесь вы найдёте полезные материалы, которые помогут разобраться в возможностях этого сервиса
  • Знать HTML, CSS и JavaScript на базовом уровне

📍 По каким KPI оценивают

Кроме объёма и качества трафика, в качестве показателя работы анализируют видимость в поисковых системах.

Таргетолог

Запускает рекламу в социальных сетях. Таргетолог исследует ЦА, создаёт креативы и устанавливает настройки. Оценивают результат через конверсии. Например, онлайн-школа рекламирует курсы через объявление в социальных сетях. В этом случае специалист по рекламе смотрит на количество заявок.

📍 Что делает

  • Исследует продукт и ЦА. Это помогает сделать объявление наиболее эффективным.
  • Создаёт креативы. Таргетологу нужно проработать каждый элемент объявления. Изображение должно привлечь внимание ЦА, заголовок — показать, что предлагает компания, а описание — подтолкнуть к переходу на лендинг, в сообщество или к заполнению формы.
  • Отслеживает показатели. В обязанности входит анализ отдачи от рекламы. Для этого он создаёт несколько объявлений, отслеживает их, а затем масштабирует наиболее эффективные.

📍 Какие навыки нужны

  • Знать основы маркетинга в соцсетях
  • Понимать особенности продвижения в различных социальных сетях
  • Ориентироваться в функциях и настройках рекламного кабинета разных соцсетей
  • Разбираться в метриках и понимать, как на них можно повлиять
  • Уметь проводить исследование

📍 По каким KPI оценивают

Оценивают таргетолога по охватам, конверсии и её стоимости, цене клика, количеству и стоимости лидов.

SMM-специалист

SMM-специалист занимается продвижением в социальных сетях. Он пишет посты для профиля компании, общается с аудиторией, подбирает визуал, а также способы продвижения аккаунта — платные публикации в других каналах и профилях, взаимодействие с блогерами, рассылки и другие. В некоторых случаях делегирует свои обязанности другим экспертам. Например, визуалом для постов занимается графический дизайнер, а общением с подписчиками — комьюнити-менеджер.

📍 Что делает

  • Управляет аккаунтами компании в соцсетях. Он самостоятельно создаёт контент или ставит техническое задание.
  • Привлекает подписчиков и поддерживает их активность. Проводит акции, розыгрыши и конкурсы.
  • Общается с подписчиками. Отвечает на комментарии, ведёт диалоги и помогает решать проблемы.
  • Подбирает способы продвижения. SMM⁠-⁠специалист разрабатывает стратегию, реализовывает её и корректирует в зависимости от результатов.

📍 Какие навыки нужны

  • Понимать алгоритмы работы разных социальных сетей
  • Уметь разрабатывать стратегию и составлять контент-план
  • Создавать контент и ставить ТЗ
  • Применять инструменты аналитики

📍 По каким KPI оценивают

Чаще всего это количество привлечённых подписчиков, а также охват контента. Если в обязанности SMM-менеджера входит запуск рекламы, дополнительно учитывают те же KPI, что и у таргетолога.

Трафик-менеджер

Эта профессия объединяет обязанности таргетолога и контекстолога. Трафик-менеджер настраивает рекламу на разных площадках, чтобы привлечь аудиторию на сайт.

📍 Что делает

  • Привлекает ЦА. Делает это за счёт настройки и запуска таргета и контекста.
  • Оценивает рекламные кампании. Он масштабирует наиболее результативные из них, чтобы отдача была выше.

📍 Какие навыки нужны

  • Запускать контекстную рекламу и интерпретировать аналитику — данные Директа, Метрики, Вебмастера
  • Понимать особенности работы в соцсетях
  • Уметь анализировать запущенные кампании

📍 По каким KPI оценивают

Специалист должен привлечь целевую аудиторию на сайт, поэтому в качестве показателей здесь используют количество переходов, CPC, CPA и окупаемость кампании.

Email-маркетолог

Занимается email-рассылкой. С помощью писем он формирует лояльность, доверие и «прогревает» к покупке. Также разбирается в дизайне, вёрстке и создании писем — настраивает их автоматическую отправку.

📍 Что делает

  • Создаёт контент-план рассылок. Email-маркетолог продумывает цепочки писем для разных сегментов.
  • Пишет и верстает письма. Придумывает вовлекающие заголовки, верстает, подбирает визуал или делегирует это подрядчикам. Если вёрстку и тексты делает другой человек, то email-маркетолог ставит ему ТЗ.
  • Следит за эффективностью. Отслеживает количество открытий, дочитываний и конверсии.

📍 Какие навыки нужны

  • Знать основы копирайтинга для цепочки писем
  • Уметь работать с сервисами рассылок
  • Разбираться в аналитике email-маркетинга
  • Владеть HTML, CSS, Figma, Photoshop для дизайна и вёрстки писем

📍 По каким KPI оценивают

Размер активной базы подписчиков, открываемость писем, конверсия из писем, количество жалоб на спам.

Копирайтер

Копирайтер — это автор информационных, коммерческих и других типов текстов. Он пишет информационные статьи, посты в соцсетях, объявления, описания блоков для лендингов. Копирайтинг — это не просто тексты. С их помощью эксперт помогает решать маркетинговые задачи бизнеса.

📍 Что делает

    • Предлагает идеи контента или изучает готовое ТЗ от маркетолога. В некоторых компаниях специальность предполагает участие в создании контент-плана. Также копирайтер может работать только по техническому заданию.
    • Исследует целевую аудиторию. Так готовый текст решит маркетинговые задачи.
  • Продумывает структуру и стиль текста. Нужно сделать статью лёгкой для восприятия и понятной для ЦА.
  • Готовит текст. Собирает фактуру, подбирает иллюстрации сам или ставит техзадание дизайнеру.
  • Отслеживает метрики своих статей. Копирайтер должен понимать, насколько эффективно текст решает маркетинговые задачи.

📍 Какие навыки нужны

  • Проводить фактчекинг и исследования
  • Понимать особенности разных форматов текстов — например, постов, статей в блог или СМИ, описаний блоков для лендинга
  • Знать основы маркетинга
  • Брать интервью у экспертов
  • Работать с сервисами для проверки текстов — Advego, Text.ru, Орфограммка
  • Разбираться в аналитике

📍 По каким KPI оценивают

Поскольку копирайтер не может напрямую приносить контентом продажи, то и KPI нельзя интерпретировать однозначно. Показатели зависят от цели текста, а также от других факторов, которые могут повлиять на результат. Например, оценить, насколько статья была интересна для ЦА, можно по количеству открытий, дочитываний, реакций и комментариев.

Веб-дизайнер

Разрабатывает дизайн сайтов и приложений. Он занимается дизайном интерфейса, разработкой концепта лендингов. Веб-дизайнер обязательно учитывает юзабилити. Его цель — сделать сайт, где человек сразу найдёт нужный раздел и сможет совершить целевое действие.

📍 Что делает

  • Исследует аудиторию и конкурентов. Он изучает потребности пользователей и адаптирует решения других компаний.
  • Создаёт макеты блоков. Выбирает цветовые решения, шрифты, стили и графические элементы.
  • Разрабатывает прототип и функционал. Продумывает путь клиента на онлайн-площадке, кнопки, команды и переходы.

📍 Какие навыки нужны

  • Знать основы UI- и UX-дизайна
  • Уметь работать с Figma, Photoshop, Adobe Illustrator для создания макетов и визуала
  • Знать основы веб-аналитики
  • Уметь создавать анимации

📍 По каким KPI оценивают

В качестве показателей часто выделяют выполнение задач в срок, соответствие требованиям и ТЗ от заказчика. Работа веб-дизайнера также может повлиять на общую эффективность сайта. Чем удобнее он для пользователя, тем выше вероятность, что человек оставит заявку или сделает покупку. Однако здесь нужно учитывать и работу других экспертов, которые отвечают за трафик.

Менеджер маркетплейсов

Размещает товары на маркетплейсе и продвигает их на площадках. Так менеджер маркетплейсов помогает компании повысить продажи товаров.

📍 Что делает

  • Управляет продажами на маркетплейсе. Использует инструменты продвижения на площадках.
  • Прогнозирует план продаж. Отсматривает прибыль от товаров, логистику, а также общается с клиентами и контрагентами.
  • Анализирует эффективность. Эксперт работает с отчётами, чтобы понять, сколько компания зарабатывает с одного товара или клиента, а также насколько эффективно работает маркетинг.

📍 Какие навыки нужны

  • Создавать карточки на маркетплейсах — например, в Яндекс Маркете
  • Понимать, как работает реклама на разных площадках
  • Работать с рекламными средствами разных площадок, чтобы поднимать карточки в поиске

📍 По каким KPI оценивают

Менеджер увеличивает трафик на страницу продавца, а также повышает продажи. Учитывают также позиции товаров в выдаче маркетплейса по конкретным запросам.

Аналитик

Эксперт собирает отчёты с метриками и помогает эффективнее использовать бюджет.

📍 Что делает

  • Проводит A/B-тестирование. Проверяет гипотезы и выбирает наиболее эффективные из них.
  • Исследует эффективность. Разбирается в метриках и выявляет причины низкой отдачи.
  • Собирает данные в отчёты. Предоставляет информацию команде, чтобы скорректировать стратегию.

📍 Какие навыки нужны

  • Разбираться в метриках
  • Работать в аналитических сервисах — Метрика, отчёты Директа и так далее
  • Визуализировать информацию через SQL и Power BI

📍 По каким KPI оценивают

Выполнение в срок поставленных задач, точность отчётов и отсутствие в них ошибок.

Проджект-менеджер

Менеджер отвечает за реализацию проекта и работу команды. Например, проджект координирует создание лендинга для компании. Он распределяет обязанности, контролирует сроки и статус выполнения.

📍 Что делает

  • Взаимодействует с заказчиком. Определяет цели, требования, а также период и бюджет проекта.
  • Разрабатывает план реализации. Проджект-менеджер выбирает средства и дедлайны, в которые будет реализован проект.
  • Отслеживает выполнение задач. Контролирует работу других участников, координирует их действия.
  • Презентует проект заказчику. Проджект-менеджер отчитывается о результатах и представляет готовый продукт.

📍 Какие навыки нужны

  • Знать основы IT-разработки
  • Разбираться в обязанностях других экспертов
  • Понимать методологии ведения проектов — Agile, Scrum, Kanban, Waterfall
  • Формулировать и распределять обязанности между командой

📍 По каким KPI оценивают

Менеджер проектов должен создать продукт, который соответствует требованиям заказчика, а также уложиться в срок и выделенный бюджет. Его часто оценивают по процентам выполнения плана в проекте, а также удовлетворённости клиента.

Яндекс Директ — сервис для простого привлечения клиентов в интернете

Дополнительные материалы:

Обзор курсов по Яндекс Директу

Что такое Яндекс Директ и как он работает

Что такое контекстная реклама и как она работает

Рекламный словарь: 46 терминов, которые помогут лучше понимать маркетологов

Информационные услуги оказываются ООО «Яндекс» и не являются образовательными