Коротко:
- Выберите маркетплейс. Решение зависит от того, кто вы — юрлицо, ИП или самозанятый, есть ли у вас гражданство РФ, какие товары вы хотите продавать и на какую комиссию готовы согласиться.
- Определитесь со схемой работы. Решите, кто будет отвечать за хранение, упаковку и доставку — вы или маркетплейс. Чем больше вы делаете сами, тем дешевле сотрудничество с площадкой.
- Зарегистрируйтесь в качестве партнёра. Чтобы начать бизнес на маркетплейсе, отправьте заявку, сформируйте заявление на оферту, заполните каталог товаров и убедитесь, что готовы принимать заказы.
Для офлайн-бизнеса маркетплейс — это способ быстро начать продажи в интернете. Для онлайн-магазинов — способ привлечь покупателей на новой площадке.
Выберите, какой маркетплейс подойдёт вашему бизнесу
Сравните площадки по трём критериям.
Требования к продавцу. Обычно от партнёра требуется статус юрлица или ИП. Продавать на маркетплейсах можно и без статуса ИП — если стать самозанятым, но с ними пока работают не все площадки.
Требования к товару. У каждой площадки свой список запрещённых категорий. Обычно это оружие, алкоголь, табак. Но некоторые маркетплейсы не разрешают продавать живые цветы, электронные книги и еду.
Размер комиссии. Например, на Яндекс Маркете она составит минимум 2% от заказа. Окончательная сумма может меняться в зависимости от категории вашего товара и стоимости дополнительных услуг маркетплейса: хранения, упаковки товара и т. д.
Допустим, вы продаёте футболки на Яндекс Маркете. Сами храните, упаковываете и доставляете. Тогда вы должны оплатить только тариф за размещения на площадке — для категории «Одежда, обувь и аксессуары» это 14,5–22% от суммы заказа.
Определитесь, кто отвечает за хранение, упаковку и доставку товара
Есть три основные схемы работы с маркетплейсами, они различаются распределением обязанностей между продавцом и площадкой.
Вы отвечаете за упаковку и доставку. Когда человек оплачивает товар, вы получаете уведомление о сделке. Затем упаковываете и отправляете заказ в пункт самовывоза маркетплейса или по адресу покупателя.
Вы отвечаете за упаковку, маркетплейс — за доставку. Покупатель оплачивает товар, вы его упаковываете и передаёте в сортировочный центр. Маркетплейс отправляет заказ по нужному адресу.
Маркетплейс отвечает за упаковку и доставку. Вы привозите на склад маркетплейса весь свой товар, далее всем занимается площадка.
Удобный вариант, если у вас много товаров и заказов: выгоднее оплатить услуги маркетплейса, чем следить за хранением, упаковкой и доставкой.
Подробнее о моделях работы с Яндекс Маркетом читайте в Справке.
Зарегистрируйтесь на маркетплейсе в качестве партнёра
Запустить бизнес на Яндекс Маркете можно бесплатно и за один день.
1. Зайдите в раздел для партнёров. Он называется «Продавайте на Маркете» и находится в верхнем меню маркетплейса.
В разделе для партнёров вы сможете посмотреть основные условия сотрудничества и заполнить форму регистрации.
2. Отправьте заявку на регистрацию. Укажите базовую информацию о себе и способы связи с вами.
3. Выберите аккаунт для входа и заполните анкету. На этом этапе нужно указать свой налоговый статус, название магазина, город, где планируете хранить товары, категорию товаров и количество позиций в каталоге.
4. Заключите договор с площадкой. Подтвердите свой налоговый статус (ООО, ИП или самозанятость) и проверьте данные договора.
5. Заполните каталог товаров. Добавьте названия, цены, фотографии, описания и географию доставки. Для продавцов доступно несколько способов загрузки товаров. Подробнее о них читайте в Справке.
6. Выберите модель работы и настройте логистику. Яндекс Маркет предлагает четыре модели сотрудничества с продавцом. В Справке рассказали об их различиях.
7. Подготовьтесь к продажам. Настройте в личном кабинете уведомления о принятых заказах и доступных остатках. Если за доставку будет отвечать маркетплейс, привезите товар на его склад.
Как привлечь покупателей к своему магазину на маркетплейсе
Если вы запускаете бизнес на маркетплейсе с нуля, советы ниже помогут не потеряться среди конкурентов и получить больше заказов.
- Выставляйте ходовые товары. Посмотрите, какие позиции конкурентов пользуются спросом. Выбирайте для размещения похожие товары, но по возможности предлагайте лучшие условия: более низкую цену или широкий размерный ряд.
- Пишите подробные названия. Люди на маркетплейсах часто ищут товары через поисковую строку, поэтому чем конкретнее вы опишете товар, тем больше у вас будет шансов получить заказ. Например, если покупатель ищет «красную матовую помаду», то в первых строках выдачи он увидит товары со словами «красный», «матовый» и «помада» в названиях.
- Уделяйте внимание отзывам. Отвечайте на отзывы и просите покупателей оставлять новые. К товарам с высоким рейтингом и положительными отзывами покупатели относятся лояльнее.
- Продвигайте свой магазин. Привлекайте внешний трафик с помощью контекстной и таргетированной рекламы и ведите потенциальных клиентов на страницу с товарами. Например, используйте инструмент Директа «Продажи на маркетплейсахβ» для продвижения в поиске Яндекса и РСЯ. Кампания предназначена для продавцов, которые продают на Яндекс Маркете, Ozon, Wildberries или Авито. В рамках одной кампании можно указать ссылки сразу на несколько маркетплейсов. Объявления создаются автоматически. Также применяйте внутренние способы продвижения на Яндекс Маркете.
Почему маркетплейс может отказать в партнёрстве
Решили открыть бизнес на маркетплейсе, подали заявку, а площадка отказала? К сожалению, такое тоже возможно. Разберём частые причины.
- Ваш магазин дублирует другой. У вас идентичные или похожие товары. Так может случиться, если вы захотите продавать товары бренда, который уже представлен на маркетплейсе.
- Вы продаёте товары оптом. Основная аудитория маркетплейсов — розничные покупатели, поэтому площадки следят за минимальной ценой заказа и условиями покупки.
- Товар не соответствует требованиям площадки. Не подходит категория или количество позиций для размещения на маркетплейсе.
В вышеперечисленных случаях площадка может пойти навстречу и повторно рассмотреть заявку на сотрудничество, когда вы устраните недочёты. Но если маркетплейс увидит, что вы хотите продавать контрафактные товары или подделки, будет окончательный отказ.