11 августа, 2024

Целевая аудитория: что это и как её определить

Успешное продвижение начинается с анализа целевой аудитории бизнеса. Знание о людях или компаниях, которые готовы купить продукт, помогает строить маркетинговую стратегию, создавать объявления и подбирать площадки для рекламы. В статье разберём, как правильно определить потенциальных клиентов для бизнеса и использовать эти данные в продвижении.

Что такое целевая аудитория и какие у неё есть виды

Целевая аудитория — это все, кому подходит ваше предложение. Потенциальными клиентами могут быть как люди, так и компании — всё зависит от товара или услуги. Например, детские игрушки будут интересны мамам, а профессиональные сварочные аппараты — специалистам-сварщикам и организациям в этой сфере.

В маркетинге аудитория для каждого бизнеса делится на несколько видов.

По готовности купить: основная и косвенная. Основу ЦА составляют люди и компании, которые готовы купить продукт. Они уже пользуются аналогичным товаром или услугой, но им интересны особенности вашего предложения. Косвенная целевая аудитория проекта — это те, кто помогает принять решение.

Например, у парикмахерской, которая специализируется на свадебных укладках, основной ЦА могут быть женщины, а косвенной — стилисты, которые помогают подобрать образ.

По спросу: «холодная», «тёплая» и «горячая». У одних людей ещё нет потребности в продукте — это «холодная» аудитория. Другие уже выбирают среди похожих товаров, но ещё сомневаются в преимуществах и высказывают возражения — это «тёплая» целевая группа. Третьи готовы купить «здесь и сейчас» — это «горячие» клиенты, которые ближе всего к принятию решения.

Например, у продавца лыж «горячей» аудиторией будут люди, которые регулярно ездят на горнолыжный курорт. «Тёплой» — те, кто выбирает между лыжами и коньками. А к «холодным» отнесём людей, которые не задумываются о занятиях спортом. На каждую категорию можно настроить рекламу, но форматы и тексты объявлений должны быть разными.

Холодная, теплая и горячая аудитории

Холодная, теплая и горячая аудитории

«Холодная» целевая аудитория пока не нуждается в продукте, «тёплая» уже сравнивает варианты, а «горячая» интересуется именно вашим предложением

По виду: B2C- и B2B-клиенты. В аудиторию бизнеса могут входить:

  • Люди — тогда это сфера B2C (business-to-consumer)
  • Компании — сфера B2B (business-to-business)

Зачем бизнесу изучать свою аудиторию

Доработать ассортимент. Информация об аудитории поможет представить товар или услугу, подсветить необходимые преимущества и увеличить продажи. Например, парикмахерская с упором на молодую аудиторию может предлагать десятки вариантов трендовых окрашиваний, а на взрослую — более консервативные причёски.

Запустить рекламу. Если узнать потребности, модели поведения, привычки и типичные жизненные ситуации покупателя, получится использовать эти знания в рекламе. Например, адаптировать тексты объявлений и сайта под ЦА.

Так, производитель тортов ручной работы в рекламе может делать акцент на индивидуальном дизайне и натуральных ингредиентах. А кондитерская фабрика, которая работает на поток, может рассказать о широком ассортименте и доступных ценах.
Построить контент-стратегию. Исходя из пола, возраста, интересов и стиля покупок аудитории можно создавать определённый контент и публиковать его на привычных для этих людей площадках. Подробнее о том, что такое контент-маркетинг, писали в статье.

Как проводить анализ целевой аудитории

Чтобы выяснить, кто относится к целевой аудитории бизнеса, предпринимателю или маркетологу нужно провести исследование.

Определите ЦА конкурентов

Посмотрите, какие компании относятся к вашим прямым и косвенным конкурентам. Например, у продавца столов в стиле лофт это будут аналогичные производители мебели на заказ и дизайнеры интерьера — к ним обращаются люди с похожими покупательскими привычками и уровнем дохода. Массовые мебельные производства не подойдут, потому что в этой сфере ценник значительно ниже.

Зайдите в сообщества конкурентов в соцсетях и посмотрите, кто на них подписан: какого пола и возраста эти люди, где они живут, что публикуют у себя на страницах и на какие ещё группы подписаны. Собрать таких людей можно с помощью парсера — программы, которая массово анализирует сообщества по заданной тематике или названию.

Кроме того, посмотрите, что пишут о конкурентах покупатели. Развёрнутые отзывы с фотографиями помогут увидеть потребности и проблемы ЦА. Допустим, люди, которые купили стол у конкурентов, говорят о сложной сборке — значит, потенциальным покупателям важен этот момент.

Отзыв клиента о магазине мебели

Отзыв клиента о магазине мебели

Положительные отзывы тоже помогут узнать о важных для аудитории аспектах

После исследования у вас получатся примерные варианты аудитории. Например, лофт-столы интересны мужчинам и женщинам со средним доходом от 80 000 рублей в месяц, которые любят предметы искусства и премиум-бренды. Эти люди иногда жалуются на некрасивые швы железных ножек и недостаточно гладкое покрытие стола.

Проанализируйте своих покупателей

Есть несколько способов лучше узнать свою аудиторию.

Опросы. Составьте небольшую анкету и отправляйте её покупателям после получения заказа, запрашивайте обратную связь по телефону или лично встречайтесь с клиентами для беседы.

Работа с сайтом. Проанализируйте данные клиентов из CRM-системы. Подключите счётчик Яндекс Метрики к сайту и посмотрите, какая аудитория заходит на ваш интернет-ресурс и какие разделы смотрит чаще всего.

Узнать о посетителях сайта поможет отчёт «Аудитории». Чтобы его открыть, перейдите в Метрику → «Отчёты» → «Аудитории». Затем выберите критерии пользователей, которые вас интересуют, например демография, возраст, активность на сайте или лояльность к бренду.

Отчет Метрики по возрасту

Отчет Метрики по возрасту

Так выглядит отчёт по возрасту посетителей сайта в Метрике

Работа с отделом продаж. Прослушайте звонки менеджеров по продажам — так вы узнаете, какие вопросы и возражения есть у потенциальных клиентов. Кроме того, можете дать задачу продавцам самостоятельно подготовить список наиболее частых вопросов покупателей.

После того как вы провели анализ, нужно разделить аудиторию на сегменты и уточнить её характеристики.

Что такое сегментирование ЦА и как его проводить

Всю целевую аудиторию бизнеса можно разделить на сегменты — категории со схожими признаками.

Вот какие признаки можно использовать для сегментации:

  • Демография. Мужской или женский пол, возраст, местоположение, профессия и уровень дохода.
  • Ценности. Интересы, взгляды на жизнь, образование, семейное положение.
  • Поведение. Привычки, стиль покупок — спонтанный или обдуманный, интерес к СМИ и рекламе.
  • Интерес к товару. «Холодная», «тёплая» или «горячая» аудитория.

У B2B-аудитории другой принцип разделения:

  • Компания. Размер бизнеса, сфера деятельности, выручка, оборот.
  • Покупатель. Кто из сотрудников ищет товар или услугу, на что он обращает внимание.

Тексты для каждого из сегментов будут отличаться, так как у аудиторий разные потребности. Например, покупателям со средним бюджетом можно предлагать недорогие и практичные модели столов из массива, а премиум-клиентам — уникальные изделия из срубов или с гравировкой.

Как составить портрет целевой аудитории

На основе информации о сегментах составляют «портреты» — собирательные описания типичных представителей аудитории. Это может быть как простое описание человека, так и подробный рассказ о его образе жизни с фотографиями.

Рассмотрим пример. Лофт-столы могут быть интересны девушке 36 лет из Москвы. Она работает йога-тренером, записывает онлайн-курсы и зарабатывает 100 000 рублей в месяц. В свободное время предпочитает рисовать картины, раскрашивать мандалы. Много времени уделяет организации времени. Стол нужен ей как часть эстетичного фона для онлайн-занятий.
Детальный портрет пригодится, чтобы создать цепляющий и интересный контент. Например, в соцсетях производитель лофт-столов может публиковать красивые фото мебели и объяснять, почему стол впишется в любой интерьер, а в рекламных статьях — приводить примеры из жизни типичного представителя аудитории.

Как использовать полученные знания в рекламе

С портретом ЦА можно сэкономить деньги во время продвижения, если запускать рекламу не на максимально широкую аудиторию, а на потенциальных клиентов. Кроме того, с помощью заголовков и текстов получится отсекать тех, кого не заинтересует ваше предложение.

Например, заголовок «Стол ручной работы из слэба с гравировкой» привлечёт аудиторию с доходом выше среднего. А вариант «Стол в стиле лофт из массива дуба» — клиентов с более скромным бюджетом.

Показывать рекламу только нужной аудитории помогут таргетинги в Яндекс Директе. Вы можете указать следующие параметры потенциальных клиентов:

  • Ключевые фразы, которые люди пишут в поисковую строку, когда ищут ваши товары или услуги
  • Интересы и привычки
  • Социально-демографический профиль, поведенческие признаки, семейное положение, дети, профессия

Полный список таргетингов смотрите в Справке.

Упростить подбор аудитории поможет автотаргетинг — это технология, которая автоматически находит ваших потенциальных покупателей. Автотаргетинг анализирует информацию в объявлении и на посадочной странице, определяет, для каких пользователей наиболее актуальна ваша реклама, и показывает им публикацию.

Кратко

  • Целевая аудитория — это люди и компании, которые могут и готовы купить ваш продукт. ЦА можно разделить по готовности купить, по сформированности спроса и по виду (B2B- или B2C-клиенты).
  • Знание о ЦА помогает построить успешную контент-стратегию — публиковать посты в соцсетях или снимать ролики о товаре, которые действительно заинтересуют покупателей. Информацию можно использовать и во время подготовки рекламы. Кроме того, после анализа можно доработать товар или расширить ассортимент.
  • Чтобы определить целевую аудиторию проекта, нужно проанализировать рекламу и сообщества конкурентов. Получить дополнительные данные помогут UTM-метки, CRM-система и Яндекс Метрика.
  • Цель анализа — составить подробный портрет аудитории с демографическими признаками, заработной платой, интересами и знанием о разных категориях товаров. Для этого данные нужно собрать в сегменты по полу, возрасту и уровню дохода.
  • Затем с помощью анализа ЦА можно улучшить продвижение. Например, подобрать сегменты в Яндекс Директе и показывать рекламу максимально заинтересованным в товаре людям или написать тексты, которые привлекут нужных людей и отсекут нецелевых клиентов.

Яндекс Директ — сервис для простого привлечения клиентов в интернете

Дополнительные материалы:

Как проверить бизнес-идею с помощью CustDev

Как подключить Яндекс Метрику к сайту: пошаговая инструкция

Информационные услуги оказываются ООО «Яндекс» и не являются образовательными