Инструментов продвижения в интернете становится всё больше, и бизнесу уже недостаточно одного маркетолога. Обычно требуется команда, где каждый отвечает за конкретную сферу. Рассказываем кратко, какие эксперты востребованы в интернет-маркетинге в 2024 году и какие задачи они помогают решить бизнесу.
Интернет-маркетолог
Интернет-маркетолог разрабатывает стратегию для компании в интернете и помогает бизнесу увеличить прибыль. Освоить такие навыки можно на курсе «Способы продвижения бизнеса в интернете».
📍 Что делает
- Проводит исследования рынка, конкурентов, целевой аудитории (ЦА). На основе этих данных маркетолог продумывает методы продвижения. Например, анализирует через Яндекс Вордстат, какие запросы вводят чаще всего по конкретной теме. Так интернет-маркетолог может построить гипотезы, какие проблемы и вопросы волнуют аудиторию.
- Разрабатывает и корректирует стратегию. Когда у интернет-маркетолога есть представление о ЦА, её потребностях и рынке, он разрабатывает комплекс маркетинговых мероприятий. Также эксперт отслеживает их результаты. Например, он смотрит, сколько потрачено на рекламу и сколько человек, которые увидели её, оформили заказ. Если результаты не соответствуют ожиданиям, он корректирует стратегию.
- Выбирает площадки и проверяет гипотезы. Точно знать, какие способы сработают наверняка, невозможно. Именно поэтому интернет-маркетолог сначала их тестирует. Например, он запускает несколько объявлений и анализирует показатели по каждому из них, а затем выбирает наиболее эффективное — туда перераспределяется бюджет.
📍 Какие навыки нужны
- Уметь пользоваться сервисами онлайн-рекламы и аналитики — например, Яндекс Директом, Метрикой, Telegram Ads
- Понимать, как трактовать показатели
- Базово разбираться в SMM, контент-маркетинге, SEO
📍 По каким KPI оценивают
Часто то, сколько зарабатывает интернет-маркетолог, зависит от конкретных метрик. Анализируют его работу по количеству привлечённого трафика, лидам и прибыли.
Контекстолог
Другое название — специалист по контекстной рекламе. Его обязанность — настраивать рекламу, которая будет приносить трафик на онлайн-площадку. Чтобы начать путь в профессии, можно освоить бесплатный курс «Директ для предпринимателей».
📍 Что делает
- Изучает продукт и ЦА. Аналитика помогает ему создавать креативы, которые привлекают внимание и ведут человека на лендинг.
- Формирует семантику. Подбирает ключевые фразы, которые относятся к продукту, а затем сопоставляет их с запросами ЦА из поисковиков. Полученную семантику контекстолог использует, чтобы объявление отображалось у пользователей, которых может заинтересовать продукт или услуга.
- Настраивает и запускает кампании. Например, для этого он может использовать Яндекс Директ. Часто такой специалист носит ещё одно название — директолог.
- Анализирует эффективность. После запуска контекстолог отслеживает метрики кампании: сколько посетителей пришло, сколько из них оформили заказ или заявку. В зависимости от результата корректирует объявления, его настройки и перераспределяет бюджет.
📍 Какие навыки нужны
- Уметь запускать рекламу — например, через Директ
- Разбираться в метриках
- Владеть инструментами для сбора аналитики — например, Метрикой
📍 По каким KPI оценивают
Один из показателей эффективности — количество полученных заявок. Учитываются те лиды, которые пришли именно с объявления. Также смотрят расход рекламного бюджета.
Зарплата экспертов варьируется в зависимости от конкретных обязанностей. Среднюю стоимость услуг специалистов по запуску контекста можно узнать в базе Яндекса. Например, за запуск и ведение кампании контекстолог берёт от 20 000 до 90 000 рублей.
SEO-специалист
SEO-специалист улучшает сайт, чтобы он соответствовал требованиям поисковых систем и был максимально удобен. Определяет подходящую структуру для веб-ресурса, наполнение его страниц, собирает семантическое ядро и анализирует техническую часть. Простыми словами, его цель — сделать сайт удобным и понятным, чтобы увеличивать конверсию и лояльность пользователей.
📍 Что делает
- Проводит аудит текущего сайта. Эксперт анализирует техническую и контентную составляющие веб-ресурса, проверяет соответствие требованиям поисковиков, а также юзабилити. На основе этих данных он разрабатывает рекомендации по SEO-оптимизации.
- Прогнозирует трафик из поисковых систем. Составляет прогноз, сколько пользователей придут из органической выдачи на веб-ресурс.
- Составляет семантическое ядро. Подбирает поисковые запросы, по которым пользователи могут находить страницы в поисковых системах.
- Разрабатывает структуру. Определяет иерархию разделов и страницы, которые в них должны быть.
- Работает над контентом. Составляет техническое задание для копирайтеров.
- Оптимизирует техническую часть. Например, проверяет корректность ответа страницы и файла robot.txt, отсутствие дублей.
📍 Какие навыки нужны
- Понимать, как работают поисковые системы и критерии ранжирования в выдаче
- Формировать релевантную семантику
- Собирать информацию о трафике на площадке — например, с помощью Метрики
- Проводить анализ поисковых запросов, ЦА и аудит — делать это можно через Вебмастер. Здесь вы найдёте полезные материалы, которые помогут разобраться в возможностях этого сервиса
- Знать HTML, CSS и JavaScript на базовом уровне
📍 По каким KPI оценивают
Кроме объёма и качества трафика, в качестве показателя работы анализируют видимость в поисковых системах.
Таргетолог
Запускает рекламу в социальных сетях. Таргетолог исследует ЦА, создаёт креативы и устанавливает настройки. Оценивают результат через конверсии. Например, онлайн-школа рекламирует курсы через объявление в социальных сетях. В этом случае специалист по рекламе смотрит на количество заявок.
📍 Что делает
- Исследует продукт и ЦА. Это помогает сделать объявление наиболее эффективным.
- Создаёт креативы. Таргетологу нужно проработать каждый элемент объявления. Изображение должно привлечь внимание ЦА, заголовок — показать, что предлагает компания, а описание — подтолкнуть к переходу на лендинг, в сообщество или к заполнению формы.
- Отслеживает показатели. В обязанности входит анализ отдачи от рекламы. Для этого он создаёт несколько объявлений, отслеживает их, а затем масштабирует наиболее эффективные.
📍 Какие навыки нужны
- Знать основы маркетинга в соцсетях
- Понимать особенности продвижения в различных социальных сетях
- Ориентироваться в функциях и настройках рекламного кабинета разных соцсетей
- Разбираться в метриках и понимать, как на них можно повлиять
- Уметь проводить исследование
📍 По каким KPI оценивают
Оценивают таргетолога по охватам, конверсии и её стоимости, цене клика, количеству и стоимости лидов.
SMM-специалист
SMM-специалист занимается продвижением в социальных сетях. Он пишет посты для профиля компании, общается с аудиторией, подбирает визуал, а также способы продвижения аккаунта — платные публикации в других каналах и профилях, взаимодействие с блогерами, рассылки и другие. В некоторых случаях делегирует свои обязанности другим экспертам. Например, визуалом для постов занимается графический дизайнер, а общением с подписчиками — комьюнити-менеджер.
📍 Что делает
- Управляет аккаунтами компании в соцсетях. Он самостоятельно создаёт контент или ставит техническое задание.
- Привлекает подписчиков и поддерживает их активность. Проводит акции, розыгрыши и конкурсы.
- Общается с подписчиками. Отвечает на комментарии, ведёт диалоги и помогает решать проблемы.
- Подбирает способы продвижения. SMM-специалист разрабатывает стратегию, реализовывает её и корректирует в зависимости от результатов.
📍 Какие навыки нужны
- Понимать алгоритмы работы разных социальных сетей
- Уметь разрабатывать стратегию и составлять контент-план
- Создавать контент и ставить ТЗ
- Применять инструменты аналитики
📍 По каким KPI оценивают
Чаще всего это количество привлечённых подписчиков, а также охват контента. Если в обязанности SMM-менеджера входит запуск рекламы, дополнительно учитывают те же KPI, что и у таргетолога.
Трафик-менеджер
Эта профессия объединяет обязанности таргетолога и контекстолога. Трафик-менеджер настраивает рекламу на разных площадках, чтобы привлечь аудиторию на сайт.
📍 Что делает
- Привлекает ЦА. Делает это за счёт настройки и запуска таргета и контекста.
- Оценивает рекламные кампании. Он масштабирует наиболее результативные из них, чтобы отдача была выше.
📍 Какие навыки нужны
- Запускать контекстную рекламу и интерпретировать аналитику — данные Директа, Метрики, Вебмастера
- Понимать особенности работы в соцсетях
- Уметь анализировать запущенные кампании
📍 По каким KPI оценивают
Специалист должен привлечь целевую аудиторию на сайт, поэтому в качестве показателей здесь используют количество переходов, CPC, CPA и окупаемость кампании.
Email-маркетолог
Занимается email-рассылкой. С помощью писем он формирует лояльность, доверие и «прогревает» к покупке. Также разбирается в дизайне, вёрстке и создании писем — настраивает их автоматическую отправку.
📍 Что делает
- Создаёт контент-план рассылок. Email-маркетолог продумывает цепочки писем для разных сегментов.
- Пишет и верстает письма. Придумывает вовлекающие заголовки, верстает, подбирает визуал или делегирует это подрядчикам. Если вёрстку и тексты делает другой человек, то email-маркетолог ставит ему ТЗ.
- Следит за эффективностью. Отслеживает количество открытий, дочитываний и конверсии.
📍 Какие навыки нужны
- Знать основы копирайтинга для цепочки писем
- Уметь работать с сервисами рассылок
- Разбираться в аналитике email-маркетинга
- Владеть HTML, CSS, Figma, Photoshop для дизайна и вёрстки писем
📍 По каким KPI оценивают
Размер активной базы подписчиков, открываемость писем, конверсия из писем, количество жалоб на спам.
Копирайтер
Копирайтер — это автор информационных, коммерческих и других типов текстов. Он пишет информационные статьи, посты в соцсетях, объявления, описания блоков для лендингов. Копирайтинг — это не просто тексты. С их помощью эксперт помогает решать маркетинговые задачи бизнеса.
📍 Что делает
- Предлагает идеи контента или изучает готовое ТЗ от маркетолога. В некоторых компаниях специальность предполагает участие в создании контент-плана. Также копирайтер может работать только по техническому заданию.
- Исследует целевую аудиторию. Так готовый текст решит маркетинговые задачи.
- Продумывает структуру и стиль текста. Нужно сделать статью лёгкой для восприятия и понятной для ЦА.
- Готовит текст. Собирает фактуру, подбирает иллюстрации сам или ставит техзадание дизайнеру.
- Отслеживает метрики своих статей. Копирайтер должен понимать, насколько эффективно текст решает маркетинговые задачи.
📍 Какие навыки нужны
- Проводить фактчекинг и исследования
- Понимать особенности разных форматов текстов — например, постов, статей в блог или СМИ, описаний блоков для лендинга
- Знать основы маркетинга
- Брать интервью у экспертов
- Работать с сервисами для проверки текстов — Advego, Text.ru, Орфограммка
- Разбираться в аналитике
📍 По каким KPI оценивают
Поскольку копирайтер не может напрямую приносить контентом продажи, то и KPI нельзя интерпретировать однозначно. Показатели зависят от цели текста, а также от других факторов, которые могут повлиять на результат. Например, оценить, насколько статья была интересна для ЦА, можно по количеству открытий, дочитываний, реакций и комментариев.
Веб-дизайнер
Разрабатывает дизайн сайтов и приложений. Он занимается дизайном интерфейса, разработкой концепта лендингов. Веб-дизайнер обязательно учитывает юзабилити. Его цель — сделать сайт, где человек сразу найдёт нужный раздел и сможет совершить целевое действие.
📍 Что делает
- Исследует аудиторию и конкурентов. Он изучает потребности пользователей и адаптирует решения других компаний.
- Создаёт макеты блоков. Выбирает цветовые решения, шрифты, стили и графические элементы.
- Разрабатывает прототип и функционал. Продумывает путь клиента на онлайн-площадке, кнопки, команды и переходы.
📍 Какие навыки нужны
- Знать основы UI- и UX-дизайна
- Уметь работать с Figma, Photoshop, Adobe Illustrator для создания макетов и визуала
- Знать основы веб-аналитики
- Уметь создавать анимации
📍 По каким KPI оценивают
В качестве показателей часто выделяют выполнение задач в срок, соответствие требованиям и ТЗ от заказчика. Работа веб-дизайнера также может повлиять на общую эффективность сайта. Чем удобнее он для пользователя, тем выше вероятность, что человек оставит заявку или сделает покупку. Однако здесь нужно учитывать и работу других экспертов, которые отвечают за трафик.
Менеджер маркетплейсов
Размещает товары на маркетплейсе и продвигает их на площадках. Так менеджер маркетплейсов помогает компании повысить продажи товаров.
📍 Что делает
- Управляет продажами на маркетплейсе. Использует инструменты продвижения на площадках.
- Прогнозирует план продаж. Отсматривает прибыль от товаров, логистику, а также общается с клиентами и контрагентами.
- Анализирует эффективность. Эксперт работает с отчётами, чтобы понять, сколько компания зарабатывает с одного товара или клиента, а также насколько эффективно работает маркетинг.
📍 Какие навыки нужны
- Создавать карточки на маркетплейсах — например, в Яндекс Маркете
- Понимать, как работает реклама на разных площадках
- Работать с рекламными средствами разных площадок, чтобы поднимать карточки в поиске
- Продвигать товары с маркетплейсов через Мастер кампаний в Яндекс Директе
📍 По каким KPI оценивают
Менеджер увеличивает трафик на страницу продавца, а также повышает продажи. Учитывают также позиции товаров в выдаче маркетплейса по конкретным запросам.
Аналитик
Эксперт собирает отчёты с метриками и помогает эффективнее использовать бюджет.
📍 Что делает
- Проводит A/B-тестирование. Проверяет гипотезы и выбирает наиболее эффективные из них.
- Исследует эффективность. Разбирается в метриках и выявляет причины низкой отдачи.
- Собирает данные в отчёты. Предоставляет информацию команде, чтобы скорректировать стратегию.
📍 Какие навыки нужны
- Разбираться в метриках
- Работать в аналитических сервисах — Метрика, отчёты Директа и так далее
- Визуализировать информацию через SQL и Power BI
📍 По каким KPI оценивают
Выполнение в срок поставленных задач, точность отчётов и отсутствие в них ошибок.
Проджект-менеджер
Менеджер отвечает за реализацию проекта и работу команды. Например, проджект координирует создание лендинга для компании. Он распределяет обязанности, контролирует сроки и статус выполнения.
📍 Что делает
- Взаимодействует с заказчиком. Определяет цели, требования, а также период и бюджет проекта.
- Разрабатывает план реализации. Проджект-менеджер выбирает средства и дедлайны, в которые будет реализован проект.
- Отслеживает выполнение задач. Контролирует работу других участников, координирует их действия.
- Презентует проект заказчику. Проджект-менеджер отчитывается о результатах и представляет готовый продукт.
📍 Какие навыки нужны
- Знать основы IT-разработки
- Разбираться в обязанностях других экспертов
- Понимать методологии ведения проектов — Agile, Scrum, Kanban, Waterfall
- Формулировать и распределять обязанности между командой
📍 По каким KPI оценивают
Менеджер проектов должен создать продукт, который соответствует требованиям заказчика, а также уложиться в срок и выделенный бюджет. Его часто оценивают по процентам выполнения плана в проекте, а также удовлетворённости клиента.