Что представляет собой маркировка рекламы
Маркировка — это пометка «реклама», указание на рекламодателя, индивидуальный токен с данными рекламодателя, который должен быть у каждого рекламного материала, а также подача отчётности в ЕРИР — единый реестр интернет-рекламы.
Обязанности по маркировке распространяются на рекламодателей, рекламораспространителей и операторов рекламных систем. В том числе:
- Продавцов и производителей, которые рекламируются онлайн
- Владельцев сайтов, каналов, сообществ в соцсетях и онлайн-изданий, а также блогеров, которые публикуют рекламу на своих площадках
- Фрилансеров и компании, которые оказывают услуги по настройке и размещению рекламы
Под закон о рекламе попадают все публикации, которые имеют рекламный характер, то есть любым способом привлекают внимание к определённому продукту среди неопределённого круга лиц. К таким публикациям относятся баннеры, посты, видеоролики, объявления контекстной рекламы и другие материалы с рекламной интеграцией.
Маркировка не распространяется на:
- Email-рассылки
- Push-уведомления
- Рекламу в интернете, распространённую до 01.09.2022 г.
- Рекламу не в интернете
- Записи в интернете телерадиоэфиров с рекламой без изменений
Кроме того, маркировка не распространяется на рекламу в интернете, которая публикуется на территории вне РФ, то есть с таргетингом на другие страны. Если же вы из другой страны, но таргетируетесь на территорию РФ, то должны маркировать рекламу.
Какие штрафы грозят за отсутствие маркировки
За неисполнение требований закона по маркировке грозит административная ответственность. Следить за исполнением закона о маркировке будут РКН и ФАС.
В статье 14.3 Кодекса об административных правонарушениях РФ указаны следующие нарушения и суммы.
Что означают аббревиатуры ЕРИР и ОРД
Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР) — это реестр в ведении РКН (Роскомнадзора), с помощью которого осуществляется учёт рекламы в интернете. Самостоятельно передать данные в реестр нельзя. Этим занимается специальная организация — оператор рекламных данных (ОРД).
Сейчас на рынке есть семь аккредитованных ОРД — узнать о них можно в реестре Роскомнадзора. Одна из таких компаний — оператор рекламных данных Яндекса. Подробную инструкцию, как с ним работать, читайте в Справке.
Что такое токен и как его получить
Токен — это уникальное буквенно-цифровое обозначение, которое предназначено для учёта информации о рекламе. Другими словами, индивидуальный набор цифр и букв для маркировки объявления (креатива). Токен получают перед стартом рекламы и обязательно включают в креатив.
Токен генерирует ОРД. Чтобы его получить, нужно зарегистрировать креатив в ОРД, после чего оператор выдаст вам токен. Один токен выдаётся на один креатив, рекламный материал.
Если вы запускаете рекламу в Яндекс Директе, то обязательства по получению токена от ОРД берёт на себя сервис.
Как должна выглядеть маркировка
Если просто выпустить креатив с отметкой «реклама», он не будет считаться промаркированным. Маркировка должна содержать:
- Слово «Реклама»
- Токен в составе ссылки или в виде надписи на креативе
- Информацию о рекламодателе или ссылку на сайт, где содержится эта информация
Нужно ли маркировать рекламу на своих площадках
Многие компании ведут блоги и аккаунты в соцсетях. На этих площадках публикуют информацию о товарах, отзывы клиентов, полезные статьи и видео. Необходимость маркировки таких материалов зависит от их содержания.
Если вы рассказываете о том, чем занимается компания, показываете услуги и товары, это не считается рекламой и не попадает под действие закона. Например, маркетплейсу не нужно маркировать каждую карточку товара с ценой. Карточки не продвигают товары, а информируют покупателей об ассортименте, скидках и акциях.
Если же вы привлекаете внимание к конкретным продуктам, услугам или категориям, например размещаете яркий баннер, это может быть рекламой. Её нужно точно так же регистрировать, ставить отметку и через 30 дней отчитываться о размещении. То же касается и публикаций на своей странице в соцсетях.
Главное о маркировке
- Вся реклама, которая выходит в интернете и рассчитана на пользователей из России, теперь должна маркироваться. Её нужно регистрировать в ОРД, помечать идентификатором, указывать рекламодателя, ставить пометку «реклама» и отчитываться о показателях после запуска.
- Все сведения о размещениях нужно отправлять в ЕРИР через ОРД — там они будут храниться на протяжении пяти лет. Передать данные самостоятельно не получится — это делают через компании, которые называются операторами рекламных данных.
- Всего на рынке семь аккредитованных ОРД. Каждая компания устанавливает свои тарифы, но есть и бесплатные ОРД. Например, услуги ОРД Яндекса сейчас не тарифицируются.
- Если креатив не промаркирован, к ответственности могут привлечь всех, кто участвовал в размещении рекламы. Исключение: если рекламодатель по договору переложил обязательства по маркировке на рекламораспространителя или оператора рекламной системы.