— Как появилась идея создания такого бизнеса? Почему вы выбрали именно это направление?
— Я долго жила в США и видела, как развиваются модные магазины в Нью-Йорке, на Манхэттене. Влюбилась в магазин Urban Outfitters, и мне было понятно, что в России нет ничего подобного по концепции.
Нельзя сказать, что идея этого бизнеса появилась у меня только потому, что такого не было в России. Когда я вернулась в Россию всё произошло само собой, потому что я полюбила то, что увидела в Нью-Йорке, начала делать своё, и получилось похоже. То же самое – когда читаешь сильную книгу, затем пишешь что-то сам и, сам того не замечая, копируешь стиль автора той самой книги.
Первый офлайн-магазин мы открыли где-то на задворках Ленинского проспекта в 2007 году. Это было здание автосервиса, и мы снимали у него половину площади. Дверью служили гаражные ворота – это сразу создавало очень необычное настроение. Мы проводили там вечеринки, создавали из своих покупателей клуб.
А в июне 2011 года я оставила прошлый проект и создала магазин Trends Brands.
— Как вы привозили первые вещи и как вы закупаете их сейчас?
— Вещи приходили посылками от поставщиков, с которыми я познакомилась, когда жила в Нью-Йорке.
Сначала мы боялись, что модная одежда неизвестных брендов может показаться слишком концептуальной для наших покупателей. Поэтому мы делали небольшие закупки. Но в одной из первых поставок мы привезли 50 платьев и продали их все в тот же день. Тогда мы поняли, что спрос на эти платья гораздо выше, чем мы ожидали.
Сейчас мы постоянно ищем новые направления, ездим на 12-15 выставок в год, чтобы выбирать только лучшие вещи по лучшим ценам.
Мы стараемся первыми привозить бренды, которые затем становятся популярными. Например, мы уже знаем, какие тенденции в одежде будут наиболее востребованы следующим летом. И наша задача – найти ту одежду и те бренды, которые лучше всего отражают последние веяния, но стоят недорого.
В результате мы предлагаем нашим покупателям доступные цены и не продаем много абсолютно одинаковой одежды. 90% одежды, которая есть у нас, нельзя купить в других магазинах.
Мы очень аккуратно прощупываем интерес людей к тем или иным вещам. Только когда мы понимаем, что спрос превышает наше первое предложение, мы начинаем активно развивать это направление.
— Вы ориентируетесь на узкую аудиторию, которая хочет выделяться?
— Какие трудности были вначале?
— Я думаю, они еще не закончились. Как и любой развивающийся бизнес, мы неоднократно сталкивались с различными проблемами: что-то не так в IT, что-то не так в логистике, что-то не так в клиентском сервисе, затем в маркетинге, затем в закупках, и так по кругу.
Основная сложность для нас – люди. Их очень трудно найти. Сейчас мы собрали у себя топ-менеджеров, многие из которых раньше занимались собственным бизнесом. Для этого нам пришлось уговорить их оставить свое дело и начать работать на нас.
В результате у нас сформировалась команда ярких и сильных личностей. Конечно, у этого есть свои минусы, но зато работать всегда интересно. Например, у нас идёт своего рода борьба между отделом интернет-маркетинга и отделом креативного маркетинга. Одни говорят, что у простого заголовка выше конверсия, другие – что за такие заголовки нас перестанут любить. И так во всём.
Мы не сталкиваем людей специально, все они уважают друг друга, однако у каждого есть собственное мнение. Эта борьба позволяет нам находить золотую середину – не скатываться в коммерцию, но и не становиться слишком концептуальными.
Очень сложно создать команду, которая знает какая именно одежда нужна молодым людям, чтобы они чувствовали себя в ней стильными и красивыми, но чтобы при этом она стоила недорого.
Нужно также иметь налаженные отношения с пулом поставщиков и брендов, которые соответствовали бы этим требованиями. Я думаю, это основное препятствие для входа на этот рынок.
— Какие методы продвижения в интернете вы используете?
— Мы с самого начала закладывали траты на контекстную рекламу в наш бизнес-план. Прогнозировали, сколько мы получим от этого, рассчитывали конверсию.
Сначала мы обратились в одно из крупнейших агентств на рынке, которое привело нам трафик по запросам «поездка на Бали». Этот трафик оказался не тем, который был нам нужен, конверсия была очень низкая. После этого мы начали размещать рекламу в Директе сами. Так как у нас высокие траты на рекламу в Директе, Яндекс предоставил нам персонального менеджера.
Часто интернет-магазины идут в wordstat.yandex.ru, смотрят, по каким брендам есть больше всего запросов, и начинают закупать эти бренды. Мы же действуем наоборот: у нас нет брендов с высоким количеством запросов. Мы не хотим конкурировать с компаниями, которые продают одни и те же бренды и строить еще один гипермаркет по продаже «всего для всех». Поэтому мы закупаем товары в соответствии с модной тенденцией и размещаем рекламу, ориентированную на людей, которые этой тенденцией интересуются.
Мы работаем над тем, чтобы покупатель, совершив покупку, возвращался к нам снова – это ключевая задача нашего отдела маркетинга. Но первый шаг навстречу мы все равно совершаем через контекстную рекламу.
Мы активно используем наш блог – в нём ежедневно появляется по несколько нестандартных публикаций о моде. С помощью контекста мы привлекаем в блог читателей, которым интересна та или иная тема, чтобы затем они стали нашими покупателями.
Ещё мы стараемся запускать совместные проекты. Например, недавно у нас был совместный проект с сериалом Первого канала «Краткий курс счастливой жизни». Мы выпустили смешные футболки с высказываниями героинь и запустили рекламу в Директе по запросам о сериале.
Нам всегда приходится искать обходные пути, потому что человек, который пишет в поисковой строке «купить пиджак» – не наш клиент. Наш клиент точно знает, какой пиджак он хочет купить и чаще всего где. А того, кто ищет просто «купить пиджак», скорее всего, интересует самый обычный пиджак, а не тот, который предложим ему мы.
Мы еще молоды и пока не пришли к оптимальному балансу распределения трафика по каналам. Сейчас мы используем все возможные источники трафика, изучаем их эффективность, постоянно пробуем новые. Но основным источником трафика мы считаем именно Яндекс.Директ.
— Сколько человек в вашей компании занято в интернет-маркетинге?
— У вас есть свой офлайн-магазин?
— Да, и мы считаем это нашей особенностью. У нас есть полноценный магазин в торговом центре Tsvetnoy Central Market на Цветном бульваре в Москве.
В самом начале у нас не было большого бюджета на продвижение, и мы понимали, что нужно найти способ заявить о себе так, чтобы клиенты нас не боялись. Иметь магазин в одном из лучших торговых центров Москвы эффективно – так клиенты доверяют нам гораздо больше. На рынке очень мало интернет-магазинов, у которых есть полноценный магазин в офлайне, мы практически единственные.
Магазин лучше помогает взаимодействовать с клиентами, особенно с теми, кто боится онлайн-покупок. Также такая площадка дает возможность проводить мероприятия и работать с аудиторией: собирать всех на показы или премьеры. Люди могут своими глазами посмотреть на вещи и сразу же их купить.