— Как к вам пришла идея создания такого бизнеса? С чего все началось?
— Я занимаюсь сельскохозяйственным бизнесом и зерновым трейдингом. Еще недавно мое внимание было сосредоточено только на этом. История Anywayanyday началась, когда я был акционером и финансовым директором группы, из которой затем вырос зерноторговый бизнес.
В 2002 году к нам пришли менеджеры с предложением инвестировать в онлайн-агентство путешествий. Так появился Avantix.ru. Основная ошибка Avantix была в том, что в нем все было спутано: билетный брокер и продажа билетов в интернете. Сервис появился слишком рано: в то время в России еще не было электронных билетов, их окончательно приняли только к 2008 году. Поэтому Avantix не был полноценным сервисом по продаже билетов через интернет. К тому же компания не была технологической, разработке уделялось второстепенное внимание.
Когда я разошелся со своими предыдущими партнерами, компания Avantix осталась у них, и я потерял свою долю. После этого я сосредоточился на зерноторговом бизнесе. Но поскольку я активно вникал в работу Avantix, то, естественно, хорошо разбирался и в этом деле.
Главная идея, которую я вынес из Avantix, — это то, что побеждает продукт, а не маркетинг. Если ты продвигаешь плохой продукт, то это приводит только к отрицательному результату.
В 2007 году мы с партнерами решили запустить новый проект — Anywayanyday. К тому времени я уже точно знал, чего нельзя делать, где и какие подводные камни нас ждут. Я понимал, что успешно и долго продавать авиабилеты можно только онлайн. Первый электронный билет мы продали уже в августе 2008 года.
— Как вам удалось занять лидирующие позиции на рынке?
— Тут много факторов. Момент запуска Anywayanyday удачно совпал с введением электронного билета в России. Мы видели, что все к этому идет, так как Международной ассоциацией воздушного транспорта (IATA) уже была принята резолюция, запрещающая продавать бумажные билеты, начиная с июля 2008 года.
Изначально сервис позволял оплачивать билеты только банковской картой онлайн, но уже через год работы, благодаря партнерству с салонами связи, мы добавили возможность оплатить билет наличными. Но для нас это такая же продажа онлайн: мы лишь получаем подтверждение оплаты и выписываем электронный билет — все происходит в полностью автоматическом режиме.
Наш покупатель совершает минимальное количество шагов до покупки — всего три. Сейчас к такой схеме пришли и все остальные онлайн-тревел-агентства. Более того, мы сразу отказались от обязательной регистрации на сервисе. Зачем нам нужен адрес клиента? Нам нужен только его телефон, почта и данные карточки для оплаты. Мы создали простой и понятный интерфейс, в котором нет рекламы и всего, что может отвлекать пользователя от покупки.
В этом году мы планируем продать билетов на 400 миллионов долларов и начали активно развивать раздел с отелями.
— Расскажите о тех, кто пользуется вашим сервисом.
— Это люди, которые часто летают — они покупают билеты в последний момент, для них важны качество сервиса и простота бронирования. Те, кто летает редко, часто воспринимают бронирование как часть путешествия, и выбор для них — отдельное удовольствие. Наш клиент — человек, который уже точно знает чего хочет.
Нам удалось зацепить подвижную и активную аудиторию, которая принимает решение практически в последний момент. Треть билетов наши пользователи приобретают за один-два дня до вылета. У нас можно купить авиабилеты даже за два часа до вылета, по пути в аэропорт.
— Куда чаще всего покупают билеты?
— Как вы привлекали первых клиентов?
— К моменту запуска Anywayanyday компания Avantix обанкротилась. Мы купили их доменное имя и начали переправлять посетителей на сайт anywayanyday.com. На первых этапах нам это очень помогало. До сих пор есть небольшой процент посетителей, которые постоянно приходят на Anywayanyday через Avantix.
Сначала нужно было подготовить сервис, чтобы он мог выдерживать нагрузку рекламного трафика. Например, мы разместили рекламный пост о нашем сервисе в популярном блоге. От пришедшего трафика наш сайт тут же упал. В результате мы получили негативный эффект, ведь сайт просто не работал тогда, когда на него пришли люди. Теперь мы не допускаем таких ошибок и постоянно совершенствуем технологии нашего сайта.
Сейчас мы сосредоточены в основном на контекстной рекламе.
— Почему именно на контекстной рекламе?
— Многие компании пытаются занять первые места в выдаче поисковых систем путем SEO-оптимизации, каждый раз тратя на это уйму времени, при этом нет гарантий, что эти усилия принесут клиентов. А мы используем контекстную рекламу, повышая эффективность трафика, с помощью современных разработок. Если ты хочешь быть лидером в интернете, нужно уметь выбирать эффективные инструменты продвижения.
Мы крайне внимательно относимся к контекстной рекламе. Например, наши сотрудники, которые занимаются контекстом, всегда были отделены от общего маркетинга и подчинялись непосредственно генеральному директору.
— Вы пользуетесь услугами агентства для размещения в Директе?
— Какой совет вы можете дать тем, кто хочет заняться бизнесом в интернете?
— Я дам совет инвесторам. Квалифицированный инвестор должен разбираться в той области, в которую вкладывает. Если инвестор не до конца понимает то, что делает, то к нему обязательно придут профессиональные собиратели денег, и ничего хорошего из проекта не выйдет.
Инвестициями в интернет-проекты не стоит заниматься от случая к случаю, иначе вероятность потери денег почти стопроцентная. Лучше вкладывать деньги в фонды, которые формируют успешные на этом рынке люди, чем пытаться сделать это самому. Все-таки между теми, кто занимается этим уже много лет, и теми, кто умеет пользоваться браузером и почтой, существует пропасть.